Мф 23 1 Тогда
Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
Мк. 12 38 : И говорил им в учении Своем:
остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и [принимать]
приветствия в народных собраниях,
Лк. 20, 45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам
Своим:
№134 по согласованию. Стихи предыдущий
- последующий.
Очень трудно выразить, как это возможно: идёт проповедь, обращённая
к толпе народа, и вдруг проповедник начинает обращаться лишь к небольшой
части этой толпы. Изменяется немножко взгляд, понижается голос, другая
интонация. Много датчиков нужно поставить в компьютер, чтобы он научился
отличать то, что человек отличает легко. Мы сразу понимаем, когда обращаются
к нам, а когда к другим. Правда, мы не всегда понимаем, когда обращаются
к другим, а не к нам. Мы не хотим понимать - ведь так интересно посмотреть
на сор, выносимый из избы, послушать, как ругают ругающих нас, посмотреть,
как расправляются с теми, кто правит нами. Фарисеев народ воспринимал
именно так - или, точнее, Иисус нападает на тех фарисеев, которые любили
погонять народ. Антиклерикализм во все времена - один из главных аргументов
против веры. Это нелогично, потому что поп - не Бог. Но это так естественно
- ведь и антиклерикал тоже не Бог, он смотрит на мир не сверху, а сбоку,
и видит прежде всего тесную толпу сгрудившихся вокруг Престола Божия.
Граница между верой и неверием как раз тут и пролегает: перестать быть
"народом", который стоит вокруг ринга и развлекается драчкой
саддукеев, фарисеев и Христа. Стать "учеником" - подняться на
ринг, получить оплеуху "на будущее" - под видом обличения фарисейства
обличен ведь всякий клерикализм, всякое злоупотребление властью. Всеобщее
священство, народ избранный, о чём так приятно читать у апостола Павла,
и есть не право поучать, а долг получать оплеухи и за себя, и за того
фарисея.
|