Мф, 22, 36.
Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Мк. 12, 28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что [Иисус] хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
Лк. 10, 25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
По согласованию №133 (Лк - №98). Фразы предыдущая - следующая.
В обычном законе нет больших и меньших заповедей: все статьи
равны. У законника острое духовное чутье, он ощущает неоднородность,
иерархичность того особого, божественного Закона, под которым
подразумевались в его эпоху разом и нравственные заповеди, и богослужебные
уставы, и предписания о сакральной чистоте, и предсказания пророков,
и летописи Израиля. Как трудно здесь уловить главное, видно из
огромного значения в иудаизме субботы. Это не преувеличенное значение,
отнюдь; благодаря соблюдению субботы по сей день жива духовность
Израиля. Но Иисус указывает две заповеди настолько большие, что
спор невозможен. А ведь заповедь любви к ближнему только раз встречается
в Законе и отнюдь не выделена ярким рассказом об откровении. Она
помещена в книге Левит между пожеланием не быть стукачом ("переносчиком
в народе") и запретом на татуировки (Лев 19 18).
*
Иисусу задают вопрос о том, какова иерархия морали, иерархия заповедей. Какая заповедь самая важная - о субботе ли, а может, о целомудрии? Иисус бьёт вопрошающего его оружием - Он называет главной заповедь, которой нет в декалоге, заповедь о любви к ближнему". Вопрошающий относится к традиции, которая, действительно, этой заповедью суммировала все прочие.
На вопрос об иерархии в морали, Иисус отвечает вопросом об иерархии в Боге. Раз Давид говорит о Спасителе как о своём господине - значит, Спаситель не сын Давида? Значит... Собственно, ничего не значит - это просто непонятно. Только мы открыли иерархизм, наладили какой-то порядок - и это очень трудно - как вдруг выясняется, что благая-то весть в том, что Бог - нарушитель иерархизма. Высшая заповедь в том, чтобы не быть выше других, не руководить другими, а присесть на корточки и мыть ноги другим. Бог не разрушает иерархию, а переворачивает. Оказывается, что любовь - высшее - не ищет своего места, высшего места, а отказывается и идёт в низ. Любить Бога означает любить Бога, сошедшего с трона до преисподней земли и человеческой души. Любить ближнего означает сходить ниже ближнего - там, в черноте смирения и смерти оказывается ход к вечному Свету Христову.
1595 |