Мф, 22, 35.
И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
Мк. 12, 28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что [Иисус] хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
Лк. 10, 25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
По согласованию №133 (Лк - №98). Фразы предыдущая - следующая.
Это рассказ о том, как Спаситель уравнял любовь к Богу, любовь
к себе и любовь к ближнему в одной фразе: важнейшая заповедь есть
любовь к Богу, и ей подобна любовь к ближнему как к себе. Сказана,
в сущности, простая вещь: любовь одна, ее классифицировать бессмысленно,
и беда себялюбцев в том, что они называют любовью какое-то совсем
другое состояние.
(Оп.: Куранты 15 сент. 1996, № 1372).
В Мф. 19, 16 (Лк. 18, 18) описывается другой
эпизод с почти таким же началом: "И спросил Его некто из начальствующих:
Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?". Только
в одном случае вопрос задается со зла, а в другом - для добра. Верна мысль, что
для получения правильного ответа нужно правильно сформулировать вопрос, но неверно
думать, что в формулу вопроса входят лишь слова. В неё входят личность вопрошающего,
интонации, ситуация. В рассказах звучит одна и та же цитата о почитании отца и
матери и любви к ближнему (Мф. 19, 19 и Лк. 10, 27).
Удивительно: в первом случае цитирует спрашивающий, во втором
- отвечающий. С человеком искренним Иисус не прибегает к сократическому методу
- которая есть в сущности провокация, риторический вопрос, а Сам перечисляет заповеди.
С провокатором Иисус прибегает к провокации, заставляя его произносить цитату.
Человеку искреннему достаётся больше: Иисус прямо и честно говорит ему, чтобы
тот раздал имущество и шёл за Ним. "Достаётся" - в смысле "достаётся
больше хлопот". Хорошо быть неверующим - от тебя ничего Бог не потребует,
даже расскажет тебе такую красивую гуманистическую притчу о милосердном самарянине.
Иисус рассматривает сочувствующего человека как здорового, сильного.
Человек ищет правды. Сейчас он проявил слабость, но завтра, возможно, придёт и
станет учеником. Человека враждебного Иисус сравнивает со слабым, избитым, ограбленным
героем притчи о милосердном самарянине. Он не требует от законника "раздать
имение", потому что, с точки зрения Иисуса, ему и раздавать нечего, в уравнении
"помогающий/нуждающийся в помощи" законник ставится на место нуждающегося,
обобранного. И каждый, враждебно относящийся к миру и к ближним - нищий, слабый,
обделённый человек, смотрящий на окружающих так, словно все они - грабители с
большой дороги, угроза и опасность.
Оба спрашивающих - богачи. Один богат деньгами, другой - и деньгами,
наверное (юристы всегда хорошо оплачиваются), а главное - законник богат знаниями.
Доброму богачу нужно научиться раздавать людям богатство. Злому богачу нужно научиться
принимать богатство от Бога - богатство духа, смирения, пассивности.
|