Мф, 14, 30. но, видя сильный ветер, испугался
и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
№75 по согласованию.
Фразы предыдущая - следующая.
Мф.
14, 30: В "хождении по водам" чудесно не "по водам", а "хождение".
Человек умеет отлично передвигаться по воде - плавать. Правда, чтобы научиться
плавать, нужно научиться использовать ноги необычно. И вот разница между вечной
жизнью и обычной - как между опахалом плавания и ножницами обычного пешедрала.
Было бы, наверное, намного проще, если бы мы не умели ходить, а сразу бы использовали
ноги для плавания. Научиться ходить на протезах труднее от того, что тело помнит
прежние рефлексы, а они уже не годятся. Если бы в Духе рождались заново целиком,
не было бы никаких проблем. Молодое вино, конечно, в старые меха не наливают,
все куда хуже: заставляют бежать по жизни в этих старых и сухих мехах. Бег в старых
мехах... И так хочется развоплотиться, переселиться в меха новые, кленовые, решетчатые,
но только понимаешь, что лучше уж спотыкающийся на ровном месте апостол Петр,
чем грациозно резвящаяся под водой рыбка. Если уж Господь стал человеком старого
образца, с клеймом "Сделано в Раю. Только на экспорт", то, видимо, старый
образец таит в себе неизведанне нами резервы.
*
«Христианство глубже любой религии, но лишь для тех, кто идёт в глубину», - сказал американский священник Стефен Джейнос (Janos). Иисус, как и подобает еврею, был очень сухопутный человек, он почти не использует образы, связанные с морем, плаванием, которые так изобильно ввели в христианский лексикон греки, прежде всего - Церковь как корабль спасения. Иисус сравнил Петра с камнем, церковь со зданием - моряк сравнил бы Петра с килем. Корабль на камне не строят - на камне корабли гибнут. "Хождение по воде" - это превращение воды в камень. Похоже, что Пётр и плавать не умел (с моряками это бывает). Большинство же современных читателей Евангелия в России прекрасно плавают или, что важнее, мечтают о море-окиане как месте покоя и отдыха. Раствориться в стихии... Лучшая нирвана - океанская ванна... На мозги не капает там, где кругом вода и никаких себе подобных... Нет уж: глубина христианства не там, где рыбы, а там, где люди. Глубже надо возноситься...
*
Петр испугался хождения по воде прежде всего потому, что вода была для него
источником существования, он знал о воде намного больше среднего человека, знал,
что она добрее и безопаснее, чем может показаться человеку, впервые попавшему
на море - при условии, что ведешь себя правильно. Можно даже ходить по воде -
если вода замерзшая. Иисус предложил нарушить именно эти неписаные правила. Идти
по земле, на самом деле, тоже не так уж просто, иначе бы не подчеркивалось в Библии,
что праведник, вроде Ноя, "ходит перед Богом". Тут удивительно не то,
что "перед Богом" - Богу-то все равно, мы можем и лежать, и стоять "перед
Ним". Удивительно, что - именно ходит, движется, а не неподвижен как истукан.
Обычное "хождение по земле" есть довольно уродливое явления, что и питает
всевозможный цинизм ("кто жил и мыслил, тот не может..."), да только
и цинизм - уродство, только если у других вывернуты ноги, то циник ходит, вывернув
голову. Только наглость, привычка и глупость мешают нам понять, как неадекватно
наше поведение в том, что мы считаем "обычными обстоятельствами". А
как ходить по земле - об этом и есть Нагорная проповедь.
*
Плохо ковылять по времени, как ковыляешь по вспаханному полю. Дух падает от чувства, что всякое исполнение воли, осуществление желанного - насилие, ибо воля решала вчера, а исполнилось сегодня, когда и мир другой, и ты другой. Пытаться предугадать это изменение можно, да только не очень-то плодотворно. Приободряешься только, посмотрев на тех людей, которые бодро шагают по этим колдобинам, совершенно не замечая их, бегут по волнам, не сознавая, что это волны, вода, море, шторм, и ложатся под нагробие с блаженным чувством неплохо прожитой жизни. И выход не в том, чтобы сказать: "Да будет воля Твоя", а моей воли бойкот, и тогда мне будет покойно и светло, никаких ухабов и волн нету. "Сказать" - вообще не выход. Думать, что воля Божия в твоей жизни вполне может вытеснить или поглотить твою волю - наглость, это особенно ясно становится в жаркие мгновения, когда Божья воля действительно одна в тебе. Остается так и ковылять по волнам времени: в конце концов, не так важно идти гладко, как важно дышать, а не захлебнуться от гордыни или греха и упокоиться на дне.
|