Мф 10, 27 Что говорю вам в темноте, говорите при
свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
Лк. 12, 3 Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.
Фома, 38: То, что ты услышишь твоим ухом, возвещай это другому уху
с ваших кровель
№72 по согласованию.
Фразы предыдущая - следующая.
Между слухом и зрением расстояние больше, чем между ушами и глазами. Зрение
оперирует пространством, слух -- временем. Поэтому выражение "ушами с трудом
слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами" (Мф.
13,9) -- не тавтология.
Можно видеть, но не слышать -- видеть Бога, но не ощущать Его
голоса, не чувствовать, что встреча имеет протяженность, что есть
не только момент встречи, но и проживание богообщения, не всегда
однозвучное, вообще не обязательно постоянно насыщенное звуком
Его дыхания. У человека нечувствие ко времени, к будущему.
Можно слышать Бога, но не видеть. Слышит мозг, который, собственно,
и порождает переживание времени. Слышит Бога тот, кто размышляет
о Боге, вслушивается в Его слово и в слова о Нем -- в том числе,
в свои собственные слова.
Слепоты боятся больше, чем глухоты (поэтому и Спаситель говорит
о духовной слепоте - Мф. 15, 14). Глухому легче выжить, он получает
больше информации о мире. Однако, исстари считалось, что слепота
помогает увидеть Бога, красоту невидимую (слепота Гомера). У мусульман
по сей день слепой духовный вождь -- не редкость. А что, телевизор
глядеть ему, что ли? Людей нужно не столько видеть, сколько слушать,
а вот Бога -- надо прежде всего видеть, для этого можно и поменьше
озираться вокруг себя. Неприязнь к богословам, к "умствованиям"
о Боге -- это неприязнь тех, кто хочет острого зрения, к тем,
у кого обостренный слух. Казалось бы, чего делить? А слепые не
делят -- они не видят, что хватит на всех.
Иисус "говорит в темноте" не потому, что Он в подполье.
Люди закрывают глаза при встрече с Богом, как при поцелуе. Ночные
богослужения при свечах -- как романтическое свидание. Исповедь
в полумраке. Никодимы приходят ночами...
Евангелие есть благая весть о том, что ночь рассеивается, и не
только ночь греха, но и ночь мистики. Нет ничего тайного -- значит,
нет ничего мистического. Куда уж менее мистики, когда Спаситель
ест и пьет с тобой. Иисус бесстыдник, Евангелие бесстыдно, делает
при свете то, что другие веры делают ночью. Это религия даже не
дня, а полдня. И это попытаются изменить -- распяв Иисуса, бесстыдника
эдакого -- распинать при свете Божием вполне прилично, как же!
-- и полдень превратится в полночь. На три дня и на две ночи.
26.2.2001.
|