Яков Кротов
Мф. 1, 12. По
переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
Лк 3, 28 Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров,
№3 по согласованию.Фраза предыдущая - следующая.
См. оглавление истории до Христа.
Иехония был побежден и посажен в вавилонскую тюрьму в 598 году, его преемник
Седекия - через двенадцать лет. Седекия приходился Иехонии дядей. Судьбы вроде
бы похожие: оба пали жертвой натиска Вавилонской империи. Но Иехония с сыновьями
прожили в плену почти сорок лет, а Седекию сразу после ареста заставили смотреть,
как убивают его сыновей, после чего ослепили. Более того: Иехонии крупно повезло,
потому что царь Авель-мардук (то есть, "Человек Божий") из какой-то
царской прихоти его выпустил из тюрьмы и даже осыпал почестями - сравнительно
с другими царьками завоеванных стран, которые содержались в Вавилоне на случай
всяких политических осложнений, как заложники. Причем этот Божий человек пробыл
на престоле всего ничего, полтора года, и был свергнут и убит собственным шурином.
Для евреев имя "Авель" к тому времени стало означать именно "дурачок".
Небось, убийцу Каина никто не посмеет назвать христосиком - и слава Богу. Язык
напоминает о том, что евреи и вавилоняне - один регион, одна кровь, и вся священная
история вращается в довольно ограниченном пространстве. Может быть, если бы Авель-Мардук
приказал, к примеру, истребить все семейство Иехонии, Спаситель все равно бы воплотился,
только родословие у Него шло бы иначе. Грех дело такое - его обойти всегда можно.
Но вот доброта есть дело сугубо позитивное, если уж добрый поступок совершен,
его не признаешь случайным или неизбежным (хотя цинизм пытается это делать). Помиловал
человека - и проложил путь Спасителю, хотя чаще всего сам об этом не подозреваешь
- и опять же слава Богу, чтобы не возгордиться. Поэтому прощение всегда - проявление
царственной, благородной природы человека, а непрощение - всегда чушь собачья,
и ничего более.
* * *
О Зоровавеле мы слишком много знаем из разных источников, и они все разноголосят
между собой. Лука (3, 27) считает Салафииля сыном не Иехонии, а Нирия. 1 Пар.
3, 19 считает Зоровавеля сыном не Салафииля, а Федаии, брата Салафииля. Возможные
объяснения сводятся к тому, что у Иехонии вообще не было сыновей, поэтому сработал
обычай левирата - потомками Иехонии считались потомки его родичей. К несчастью,
есть еще совсем редкий источник: четыре клинописные таблички из Вавилона, квитанции
на выдачу масла плененному иерусалимскому царю Яукине и его пятерым сыновьям.
Точно: " кто умножает познания, умножает скорбь" (Екк 1, 18). Поэтому
многие ценят время за его способность уничтожать, стирать информацию. Однако,
в жизни каждого отдельного человека время действует и обратным образом: накапливается
память, опыт. И то, что опыт этот разный - в религиозном отношении очень смущает,
потому что Бог изначально ощущается как нечто неизменное, но чем дольше с Богом,
тем "страньше и страньше" Он. Чем больше Его узнаешь, тем меньше Его
понимаешь. И насколько скучно и неинтересно раздумывать над проблемой Салафииля
- потому что, даже если разгадку возможно найти, значения она не имеет никакого
- настолько интересна загадка такого, казалось бы, понятного и ясного Иисуса.
Потому что про Салафииля ясно: кто бы ни был его отец, он был всего лишь человек.
Про Иисуса же ясно: скольких бы людей не записывали в Его предки, в точном смысле
ни один из них не был Его Отец.
|