Лк 12, 16 И
сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
№61 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая. См.: проповедь Меня;
Cердце как сейф.
Человек
сперва собирающее существо, а потом уже творящее, - этим противоположен Богу.
Заложено это уже в биологии: ребенку для роста нужно хватать, собирать, познавать
мир через вещи, организовывать вокруг себя собственное простраство из игрушек,
бумажек, мелочей. Ближе к старости процесс идет в обратную сторону: даже неверующий
человек меньше заботится о барахле. Если, конечно, не будет сбоя в развитии -
а бывает. Тогда получается Гобсек: старик, имеющий дьявольский ум и не имеющий
сил оторваться от вещей. Такого персонажа и нарисовал Иисус в притче Лк. 12,16.
Конечно, бесполезно даже пытаться перестать собирать - это было бы противоестественно.
Но что надо переключиться со сбора вещей на собирание людей и любви - несомненно.
А собрать людей можно, только раздав себя, как добиться их любви можно только,
стараясь их любить.
Повесть Людмилы Улицкой "Второе лицо" (2004 год). Вариация на тему притчи
о богаче, который подсчитывал свои богатства, да и умер. Только вот главный герой
- большевистский прокурор с 1941 года, его богатства подчеркнуто неправедные,
и это ослабляет эффект, сводя притчу к политическому фельетону. Соломон ставил
вопрос острее: кошмар в том, что смерть настигает всех без разбору. Если бы инсульты
бывали только у подлецов! Богатство - денежное, духовное - бывает и у хороших
людей. Их смерть не трагична не потому, что они успевают все сделать, всем успевают
правильно распорядиться, а потому, что Бог уже при их жизни получает от них доверенность.
Нищие духом отличаются от обычных нищих и от обычных богачей тем, что не оценивают
людей с точки зрения их богатства, как подлинно смиренные люди не делят людей
на гордых и смиренных. |