Оглавление книги
Ио, 3, 22: После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
№30 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Марк (1, 14) подчёркивает, что Иисус начал проповедь в Галилее после ареста Иоанна. Иоанн (скорее всего, зная версию Марка), утверждает обратное. Иоанн - богослов, не историк. Возможно, он специально обостряет конфликт между Иисусом и учениками Предтечи, а может быть - Марк этот конфликт смягчил (хотя зачем?).
Для Иоанна здесь главная тема - вода, и за этим эпизодом он описывает встречу Иисуса с самарянкой у колодца, заканчивающуюся знаменитыми словами о "воде живой".
Правда, в самом споре о крещении вода не упоминается, как и в предшествующем эпизоде - беседе Иисуса с Никодимом о рождении от Духа. Но ведь очевидно, что "омовение" ("крещение") - это прежде всего водная процедура, как и роды без воды - не роды.
Дух оказывается соединён не с воздухом, а именно с водой - в беседе у колодца это проявится несомненно. Главная ведь проблема с духом - это его фальсификация, его отсутствие. Воздух всегда есть (или уж смерть наступает), а вот без воды - бывает жизнь, хотя и скверная. Человек не задыхается без Духа, а жаждет. В русском языке, кроме того (кажется, только в нём) выявлено и ещё одно любопытное свойство воды: она не поддаётся фальсификации и манипуляции. Водянистым бывает вино, но не вода. Воздух фальсификации поддаётся - он сам бывает разреженным, бывает, напротив, спёртым и душистым, и "водянистый" - плохо, а "воздушный" (наполненный воздухом) - хорошо. И этим Дух Божий более похож на воду, чем на воздух - Дух Божий можно пить, но не стоит смешивать его с тем, что противно Богу.
|