Оглавление книги
Ио. 3, 17 "Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир,
но чтобы мир спасен был чрез Него".
№28 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Чудные слова милосердия и прощения. Если забыть про контекст. Контекст, разумеется, не о жестокости и наказании, но и не о милосердии. Столь заботящая людей проблема справедливость/милость Иисуса не волнует. Он - не прокурор, не адвокат, не судья. Он - акушер. Контекст фразы - беседа с Никодимом. Это продолжение другого знаменитого текста - о рождении во второй раз, о рождении от Духа.
Рождение - образ вторичный в этой беседе. Начинается фразой о том, что Никодим пришел к Иисусу и сказал: "Ты пришел от Бога" - ст. 2. В одной фразе дважды употреблен глагол "приходить". Отдадим должное автору - дальше он подыскивает разнообразные синонимы этому слову. Отдадим должное синодальному переводу, который очень точно отражает это разнообразие.
"Родиться" - один из синонимов для "прийти". Человек "приходит в мир". Более того, в 4 стихе Никодим говорит о том, что второе рождение невозможно, потому что нельзя "войти в утробу матери своей и родиться".
На отождествление "войти в утробу матери" и "родиться" Иисус (ст. 5) отвечает отождествлением "родиться" и "войти в Царство Божие". Кто вошел - родился от Духа. Царство Божие оказывается "утробой" Духа. И добавляет знаменитое "Дух дышит, где хочет" - но ведь далее следует менее знаменитое - "голос его слышишь, а не знаешь,
откуда приходит и куда уходит". Дух - не летает, а именно ходит.
Тут Иисус возвращается к началу беседы. Никодим, придя, сказал, что Иисус - пришел. Он это развивает - "Сын человеческий" пришел с неба и взойдет на небо (ст. 13).
Не рождение, а движение - ножками, пешочечком, по пути - в утробу Духа, в Царство. На суде никто не ходит. Во Христе все идут. Он пришел и возвращается - идем за Ним. Это и есть "второе рождение". Только не из женской утробы ногами вперед, а в Божью утробу вперед головой. Первый признак того, что с новорожденным все нормально - крик младенца, которому воздух ворвался в легкие. Первый признак веры - молитва, молитва Богу не извне Бога и не изнутри Бога, а молитва Богу Богом, Который пришел в меня и ведет меня.