Оглавление книги
Ио. 1, 36. И,
увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
№23 по согласованию. Фраза предыдущая - следующая.
Повторение
Ио. 1, 29 - только без слов "берущий грех мира".
Вообще в этом тексте очень много повторов - причём не только как литературного
приёма, когда повторяются слова, но повторов событийных, реальных - повторяются
события. Тем любопытнее, что здесь повтор - неполный. Барашек может обозначать
многое, но не всё одинаково важно. Второстепенное может быть опущено - и остаётся
сам образ Агнца. То, что агнец "берет на себя грех мира" - второстепенное.
Иисус разрывает дурной круг религиозности: согрешишь - покаешься, загрязнишь -
отмоешь. Сильно загрязнишь - отмоешь кровью. И каждый каждый год, каждую неделю,
каждый день в Храме чьи-то грехи отчищали кровью - причём, чужой. Народу Нового
Завета, к сожалению, хорошо знаком этот круговорот: согрешил - покаешься. Кто
знает, сколько верующих Нового Завета видят в Евхаристии, в таинстве Тела и Крови
Иисуса то же, что видели верующие Ветхого Завета в обряде очищения кровью? Во
многих набожных размышлениях о литургии сквозит восторг перед длящимся страданием
Иисуса, перед тем, что крестная жертва повторяется. А ведь она не повторяется
и не возобновляется, и в литургии благодарность и восторг именно от того, что
за один раз совершилось то, что должно бы, по логике, совершаться долго: прощение.
Литургия не есть повторение Голгофы, литургия есть воспоминание о Голгофе
- слава Богу, Иисус более не страдает. И мы не страдаем, а радуемся, потому что
это не только воспоминание о прошлом, но и наступление будущего. К сожалению,
в православной литургии никогда поют слова об Агнце, но ведь, подымая преображённый
хлеб - который именно у православных и называется Агнцем - к небу, возглашая "Святая
- святым", священник напоминает не о прошлом, а о будущем - об Иисусе, пришедшем
с всеобщим (1 Ио. 2,2) воскресением: "Христос вошел не в рукотворенное
святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне
за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник
входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно
страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения
греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так
и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй
раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение" (Евр.
9, 24-28).
|