ЛЮБОВЬ К НЕЖИВОМУ
Любви нельзя научиться, но можно научиться готовности к любви.
Психотерапевт Милтон Эриксон полагал, что подростковый онанизм служит
именно этой цели. Увы, если бы это было так, любви в мире было бы
значительно больше. Какие уж претензии к онанистам, если даже счастливая
супружеская любовь может не научить любви, а стать взаимным чем-то
вроде взаимного, очень эгоистического услаждения супругов, если даже
воздержание может послужить пищей для гордыни — худшем из половых
извращений.
"Упражнения" возможны не в любви, а в фантазии. Ведь и ненависть
паразитирует прежде всего на фантазии: мы ненавидим не человека,
реального человека ненавидеть невозможно, мы ненавидим свои фантазии
о человеке. Иуду ненавидят не за предательство Христа (кто понимает
сущность этого предательства, тот может лишь оплакивать Иуду, не
ненавидеть), а за то, что в этом предательстве видят реализацию
каких-то своих затаенных мыслей. Гитлера ненавидят не за Освенцим,
а за то, что в нем явилось зверство "среднего человека" — а кто
не средний. Ненависть и есть фантазия, к сожалению, постоянно осуществляющаяся.
Фантазию можно заставить работать на любовь. Мы ненавидим человека?
Он кажется уродом, физическим или нравственным? Подлецом? Может
быть, достаточно представить себе этого человека лежащим в гробу
трупом, чтобы ненависть прошла. Труп человека, умершего естественной
смертью и побывавшего в руках хорошего косметолога, обычно красив
как статуя, в очень определенном смысле красивее живого человека.
В лице отблеск вечности, покоя. И вот тогда мы содрогнемся — и это
будет судорога любви: пусть подлец, пусть с тиком, пусть косит,
но живой. Человек настолько же лучше своего трупа, насколько горшок
лучше кучки глины. Собственно, именно это имеет в виду библейских
рассказ о творении Адама из глины.
Между прочим, это упражнение не так уж самоочевидно. С одной стороны,
во многих культурах красота трупа совершенно не замечается, замечается
прежде всего трупность трупа. С другой стороны, есть ведь и такая
своеобразная вещь как некрофилия — когда труп любят больше, чем
живого человека, запах трупа, гниения любят больше духов. Впрочем,
некрофилия встречается чаще именно там, где к трупам относятся к
отвращением — некрофилия паразитирует на отвращении. Причем именно
в западной индустриальной цивилизации, с XIX века, отношение к мертвому
телу стало особенно отрицательным, и в ней же некрофилия превратилась
из редкого личного извращения в социальное. В том же XIX веке ученых-естествоиспытателей
сравнивали с некрофилами, которые стремятся расчленить, умертвить
живую природу, чтобы ее изучить, вместо того, чтобы любить ее как
она есть.
В XX веке некрофилом ославили Гитлера, но некрофилией страдал не
Гитлер, а сама концепция прогресса: интерес ко всему механическому,
предпочтение механического, потому что механическое легко совершенствовать
и механическое помогает совершенствовать живое. Это и вылилось в
страсть делать живое неживым. Что эта страсть к прогрессу и науке
обернулась смертью и разрушением, так это со всеми пороками так:
пировали — веселились...
Некрофилия есть извращение самого первичного вида любви: любви
к неживому. Некрофил любить неживое не потому, что оно неживое,
а потому что оно перестало быть живым, потому что оно как бы живое
(или как бы неживое). Любят видимость жизни, подобной человеческой
или животной, которой фантазия человека наделяет неодушевленный
предмет, и вовсе не любят творение как оно есть, неживое — а оно
и неживое достойно любви, и именно как неживое его только и можно
любить.
В этом смысле худший вид некрофильства — половое сношение с землей
(в древнерусских покаянных правилах есть особое наказание для тех,
кто валяется на земле до истечения семени) — это сношение с как
бы живым. Люди, поклоняющиеся нации, Родине и прочим абстрактным
понятиям (не обязательно "патриотическим"), ставящие их выше живого
человека, делающие смыслом своей (не говоря уже о чужой) жизни —
тоже немножечко некрофилы. Впрочем, люди, которые призывают "любить
реальный мир", как правило тоже достаточно агрессивны и имеют в
виду, что само понятие "жизни" условно, что все "существующее" следует
любить с одинаковой силой, не тратя любви на такие фантастические
объекты, как Бог. Конечно, таким людям нельзя доказать, что их "реальный
мир" есть лишь малая часть действительно реального мира, и что "реальный
мир", "окружающую среду" нельзя любить подряд и одинаково. Но любовь
и не может ничего доказывать — она может любить, в том числе и тех,
кто ничего не любит.
|