БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
VI век: христианизация - проблема или источник проблем?
Роберт Маркус в своём очерке "От Рима к варварским королевствам" (в "Оксфордской истории христианства" 1990 года), говоря о "христианизации и её проблемах", выделил конец VI века, запечатлённый в текстах папы Григория Великого, как важный рубеж. Мир блаженного Августина - мир разнообразия, мир Григория Великого - однородный. "Мир, в котором главным вопросом было: "Что значит быть христианином", незаметно превратился в мир, где главным вопросом стало: "Что значит быть хорошим христианином" (с. 91).
Прилагательные "хороший", "настоящий", "подлинный" - сыпь, указывающая на болезнь лжи. Можно объявить всех христианами, но тогда придётся сразу объяснять, почему одни христиане лучше других.
Так при большевиках всех жителей России объявили участниками строительства социализма, после чего понадобилось выделять "передовиков". Более того: именно тогда, когда исчезли- в основном, были расстреляны - настоящие коммунисты, появились многочисленные "передовики коммунистического труда", "преподаватели научного коммунизма" и т.п.
Конечно, это большая проблема - как солгать, объявив целый народ христианским, и спрятать эту ложь новоязными рассуждениями о том, что все христиане равны, но некоторые христиане - священники, монахи - равнее других.
Только можно ли считать это "проблемой христианизации"? Это проблема лжи, а христианизация - если уж относиться к этому слову серьёзно - это нечто, прямо противоположное лжи.
Христианизация Европы - ложь. Не было христианизации, была подмена христианизации насилием, обманом и самообманом. Последствия этой лжи христиане расхлёбывают до сих пор, ведь у нас сбиты представления о системе координат. Верующие "танцуют" в уверенности, что была "христианская Европа", а потом расхристианизировалась. Неудивительно, что такие танцоры то и дело натыкаются на непонятные неприятности.
Была огромная ложь о христианизации Европы. Вот и вся "проблема христианизации". Можно объявить голодного человека сытым, но нельзя заставить желудок этого человека не бурчать.
Христианизация - вовсе не проблема. Христианизация - источник проблем. Иисус очень честно эти проблемы предупреждал: неприятности с родными, друзьями, коллегами. "Блаженны плачущие". "Раздай имение". "Возьми крест". Это - да, проблемы. Нахапать имение и объявить его достоянием Церкви - проблема не христианизации, а лжи и жадности. Под угрозой смерти крестить - проблема не христианизации, а палачества.
См.: 4 век - христианизация пространства или паганизация христианства?
В док. включено, 27.8.2013