Два древних жития.
Герасим Иорданский (475). Покинув родину (Ликию в Малой Азии) в поисках людей, стремящихся к святости, Герасим
побывал у египетских и палестинских отшельников. В Палестине он познакомился со св. Евфимием Великим, который,
поговорив с Герасимом, объяснил горячему ревнителю благочестия, что тот - еретик, последователь "злокозненного
учения Евтихия". Споры вокруг учения архимандрита Евтихия, разгоревшиеся в 448 году, были продолжением
борьбы египетских и византийских богословов (Евтихий, хотя и жил в Константинополе, был сторонником учения,
восходившего к Кириллу Александрийскому). "Евтихианином" Герасим стал именно из благочестия, чтобы
дать отпор учению, преувеличивавшему человечность Христа, стал преувеличивать его божественность. Современные
богословы сходятся на том, что и Несторий вовсе не был приверженцем "несторианства", во всяком случае,
не исповедовал взглядов и не произносил слов, которых ему приписывали, и на том, что противники Нестория - "монофизиты"
- тоже веровали в того же Христа, что и вся Церковь. Но одним туманили голову политические страсти, другие,
подобно Герасиму, к политике были равнодушны, зато страстно желали найти абсолютно точное словесное выражение
тому, как во Христе соотносятся Божественное и человеческое. Поскольку же абсолютной точности в языке быть не
может, начинались метания от одной крайности к другой. Вряд ли Герасим был переубежден доводами Евфимия - в
богословских спорах доводы обычно только ухудшают положение, а не улучшают. Но личность монаха его поразила,
и он принял его позицию. Еще несколько лет Герасим ходил по разным монастырям египетской Фиваиды, но затем вернулся
в Палестину и вскоре прославился здесь как духовный наставник. Учеников к Герасиму приходило так много, что
около 455 года он основал под Иерихоном на Иордане лавру - новый для Палестины тип монашеской жизни. В лавре
было семьдесят келий. Подвижники соединили отшельническую жизнь (пять дней они жили в затворе) с общежитием
(у них был общий настоятель, устав, в субботу и воскресенье общая литургия с трапезой). Может быть, такое соединение
больше, чем любые слова, созвучно соединению двух природ во Христе. Ко времени Вселенского Халкидонского собора
451 г. Герасим уже почитался одним из лидеров православных Востока. Однако, в истории человечества Герасим остался
не благодаря своему рвению об ортодоксии, а только тем, что однажды вытащил из лапы больного льва занозу. После
этого лев всюду стал ходить за ним. Случилось однажды недоразумение: арабы украли осла, а Герасим решил, что
его съел лев и обязал животное исполнять работу осла. Лев позволил возить на себе воду. Когда же осел нашелся
(араб проходил мимо монастыря, и лев схватил осла за уздечку и привел в обитель), Герасим извинился и в знак
примирения дал льву имя Иордан. Когда Герасим скончался, издох на его могиле - "не потому, чтобы лев имел
разумную душу", замечает биограф Герасима, а потому что Бог захотел показать людям, "в каком послушании
находились животные у Адама, прежде чем он преступил заповедь Божию". Кому-то поведение льва покажется
неестественным, унижающим царя зверей - но зверь не унижен послушанием человеку, как не унижен человек, когда
послушание соединяет его с другими людьми, как не унижен Бог, ставший человеком: все, что делается любовью,
не унижает, но нераздельно и неслиянно (выражение Халкидонского собора) примиряет. Acta Sanctorum, март, т 1.
Память 5 марта, 4/17 марта. |