Григорий Назианзин (374). Епископ, отец Григория Богослова. Член движения ипсистиариев, которые, почитая заповедь Моисея о субботе, отвергали идолопоклонство и обрезание, что свидетельствует, возможно, об их близости христианству. Однако христианские апологеты утверждали, что ипсистиарии поклонялись огню и светильникам, что вполне может быть такой же недобросовестной интерпретацией их поведения, как утверждение противников христианства, что евхаристия — это акт людоедства. Во всяком случае, под влиянием жены Нонны Григорий стал христианином уже в эпоху торжества христианства, был крещен епископом Леонтием Каппадокийским, стал священником, а позднее и епископом Назианза, преемником Леонтия. Нередкий для патриархального общества случай, когда жена не имеет возможности занимать должности и руководить кем-либо, кроме своего мужа, но зато уж мужем она руководит так, как ни одной феминистке не позволено. Трое детей Григория и Нонны — Григорий, Кесарий, Горгония — впоследствии все почитались как святые. Приняв крещение и став епископом, Григорий оказался среди сложнейших (и не всегда только рациональных) богословских распрей. В 360-е годы он поставил свою подпись под документом, который, строго говоря, был еретическим, многие ревнители благочестия осудили его, и сыну с трудом удалось восстановить мир. Сомнения были истолкованы в пользу ошибившегося друга — тогда как с врагами поступали наоборот. Его сын, описывая жизнь отца, не видел нужды скрывать, что тот, и будучи епископом, продолжал быть крупным рабовладельцем, вспыльчивым и грубым — только подчеркивал, что Григорий по своей отходчивости никогда не приводил в исполнение угрозы, которые обрушивал на рабов (а угрожал он их колесовать, бичевать и т.п.). Он дожил почти до ста лет, из них сорок пять был священником, и в последние годы жизни, когда он особенно болел, старался как можно чаще совершать богослужение. Сергий, 1901, 2 (2). Память 1/14 января.
|