«Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все» (Мк 4:34)
В современных переводах пишут «объяснял», в одном, впрочем, «раскрывал ученикам отдельно», что уже отсебятина. «Наедине» трудно перевести, потому что там то же греческое слово, которое дало «идиот». Довольно точный аналог есть в английском - «приватно», а в русском близко по значению «особо» - ведь и «особа» это «личность», «приватная персона».
Греческий глагол, который тут переведен «изъяснял», в Деяниях передан как «разрешать». Проблема будет разрешена. В греческом тоже первоначальный смысл слова «развязывать», но что «реша» это «верёвка», в современном русском языке не чувствуется абсолютно. В итоге «разрешение грехов» сегодня означает «позволение грешить», а ведь оно означало (и в церковно-славянском продолжает означать» «освобождение от грехов».
Что же происходит, когда человек вдруг понимает смысл притчи, вообще смысл Евангелия? Случаи-то описаны в житиях: человек в храме вдруг «услышал», но услышал именно как-то наособицу, не как все, не как сам раньше слышал, услышал, что слова «раздай собственность» обращены к нему - и раздал, и пошел в отшельники. Это освобождение? А как же. От собственности? Ну уж нет - от собственничества. Он идиот, этот человек? Ну, он стал особым. Особой особой. Приватной, частной собственности у него больше нет, а приватность частной - личной - жизни как раз появилась. Даже денег на свечку, может, нету, а ясность - появилась. Вот такие бывают у Бога объяснения. Такое посторонним - тем, кто просто интересуется, со стороны - невозможно «объяснить». Они и без этого прекрасно всё понимают, на то притчи и притчи, яркие образы. Яркие, но без ясности? Ну да, потому что понимание «вообще» это одно, а понимание «о себе» - совершенно другое.
Есть еще и третье - понимание-о-другом, когда ты отлично знаешь, как другой должен поступить, а вот о себе не понимаешь и не знаешь. Грош цена такому пониманию-о-другом, неверное оно. Познай себя, и тогда перестанешь познавать и понимать других, освободишь других от себя, от своего ума, и подаришь им себя как не понимающего, но жаждущего, чтобы ты сам себя понял, и готового принять твое понимание о тебе, даже если оно неверное. Ведь и сами мы предпочтем, чтобы окружающими принимали наше понимание себя. Это и есть свобода. А уж что из этого выйдет… Да ничего страшного, жизнь выйдет, живая и интересная.