Книга Якова Кротова. Благовещение Марии

Ранее

«Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;» (Лк. 1, 32).

Язык, которым Евангелие говорит о божественности Иисуса, кажется двусмысленным и не может не быть двусмысленным. Все попытки сочинить какой-либо текст, который бы устранил эту двусмысленность, бесполезны, и могут удовлетворит лишь отказывающихся от общения людей — то есть, людей, которые отрезают у языка его важнейшую функцию.

Двусмысленность заложена в природе языка, потому что сам человек двусмысленен. На поверхности заметно противостояние невидимой души и видимого тела, но более глубоко противостояние внутри души любви и отчуждения. Тело рождает, но кто рождается, определяет дух.

Если родители любят своего ребёнка, то они рожают в мир человека, который всегда будет и их частью, и полноценной свободной личностью — полноценной, в том числе, потому что любимым с первого мгновения своей жизни. Но если родители ненавидят ребёнка и бросают его, то это — не их ребёнок, это для них предмет, который они «бросили». Они не имеют права сказать о себе, что «родили», как «Авраам родил Исаака». Они бросили ребёнка как бросают камень, и ребёнок становится для них камнем, чужаком, опасностью.

Любовь (или её отсутствие) определяет, «предаёт» человек Иисуса или «передаёт», совершается предательство, предание на казнь или выращивается предание жизни. Кусок хлеба можно протянуть с ненавистью, а можно — с любовью. Бог протягивает хлеб с предельной любовью, так что этот хлеб становится частью Его, как ребёнок — часть матери. Это не означает, что сущность сделанного или рождённого определяется намерением делающего, рождающего. Намерение — это воля, любовь же бесконечно шире и реальнее воли. Воля не рождает, рождает любовь. Намерение может самое большее — убить.

Иисус есть и плод Божией любви к людям, и исток этой любви. Он рождается, хотя Он был до того, как появилась сама возможность рождать. Он «становится» Сыном Божиим, хотя Он был Богом и Сыном Божиим до того, что как появилось «время», «становление», «сыновство». Он «называется» Сыном, хотя Он — Тот, Кто всё называет.

Далее

Анатолий Зверев

См.: Личность. - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.