«и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк. 1, 20).
Иисус «призвал» («экалеген») учеников. Слово, которое в греческом языке, как и в русском, имеет много оттенков, потому что в начале человек просто различает «зов», «звук» — а потом начинает различать оттенки: можно вызывать, можно взывать, можно приглашать, наконец, можно вызывать в суд. По мнению Братчера, «призывать в ученики» восходит как раз к «вызывать в суд». Что порождает смутное беспокойство: опять кризис, опять судебное понимание жизни? Это Благая Весть или Повестка в Суд? Правда, нетрудно представить себе ситуацию, когда начало суда — отличная новость, особенно, если ты обвинён несправедливо.
«Следование за Христом» и есть, прежде всего, следование за Иисусом на суд, где будет судить не Он, а Его. В само здание суда над Богом нас не пустят. Суд происходит в чужой душе, в потёмках, верующие остаются снаружи. С благодатью судьи разбираются сами. В свидетели нас не позовут — мы слишком субъективны. Тем не менее, верующий — не просто группа поддержки. Это Бог — группа поддержки меня.
Верующие — те, кто уже вышел из юрисдикции земного суда. Сам никого ни к чему не приговаривает, но и от других приговоров не принимает. Следующих за Богом судит Бог. Это хорошая новость, она же и плохая, потому что Бог слишком милосерден. Милосердие не очень практично и разумно. Нас бы в ежовые рукавицы — и к совершенству. А Бог нас в свободу и любовь — и к жизни. А любимые ежовые рукавицы — запихнуть себе в одно место и привыкать к тому, что в жизни с Богом нет ни привычного отца-командира, ни работников, а только бесконечная беседа ни о чём и обо всём.