Куда делись миллионы подписчиков на толстые журналы, сотни тысяч демонстрантов за свободу 1988-1992 годов? По доброй воле выходили, куда же эта добрая воля испарилась? Уехали или, может, просто «наелись» правды?
Ребенок, который никогда не писал писем, не знает, любит ли он писать письма. Зато он любит собирать марки. Несвободный человек инфантилен, он не знает, что он любит, а что не любит. Он тянется ко всему, что хоть как-то утешает его в несвободе. Поэтому тянулись к книгам серьезным — не было свободы читать бульварную литературу (ну не было в Российско-большевицкой империи бульварной литературы! страшно вспомнить...) и смотреть порнуху. Ну, на безрачьи и рыба сходила за рака. Сейчас есть куча секса, можно не напрягаться с Секстом Эмпириком. Донцова для таких людей — то, что в Диккенсе они получали в не слишком приятном для них виде.
Некоторые эмигранты брали в 1980-е годы с собой из России центнеры книг, а через год потихоньку их выкидывают — оказывается, если есть возможность нормально жить, то книжки читать скучно. «Нормально жить» — общаться, ходить в кафе, гулять, а не бродить по тёмным скучным улицам полуконцлагеря. Как говорил Мамардашвили, человек думает, что любит ходить в консерваторию, а на самом деле ему просто скучно одному дома сидеть.
Был и эффект магизма (теперь это стали называть культом карго). Человек хочет не свободы, а зарплаты в тысячу долларов (именно такую сумму как предел мечтаний называли в 1989 году в «Московских новостях»). Поскольку зарплата в тысячу долларов в США, то он думает, что хочет жить как в США. Но он же не хочет вкалывать, как в США! Работать он хочет по-прежнему, через пень-колоду, а получать — как в США. При Путине это у многих сбылось — зарабатывают больше «тупых америкосов», а делают то же, что делали при Брежневе — то есть, имитируют труд.
Люди поддерживали независимость Литвы, «нашу и вашу свободу», не задумываясь, что им придется в Литве ездить по визам и, кстати, денег на поездку запросто может не оказаться. А теперь, наученные горьким опытом, те же самые люди совсем иначе стали глядеть и на свою, и на чужую свободу. Их любовь к свободе была не прошедшей ни огня, ни воды, ни медных труб. Проще говоря, дешёвка. Любовь даже не платоническая — академическая.
К тому же, спрашивая, куда делись почитатели «Московских новостей» и «Нового мира», мы заранее определяем ответ. Они — никуда не делись. Они — победили. Вот если задать вопрос, куда делись те, кто ночами перепечатывал Орвелла с Бердяевым, будет ясен ответ: они не исчезли, просто теперь, как и раньше, их считают шизиками. А «Московские новости» и «Новый мир» — их идеология ведь была отнюдь не свободолюбивая и даже не либеральная. Это была идеология потребителей с дипломом, идеология обслуги при людоедах. Эта обслуга очень боялась, что не уживётся в нормальном обществе — и приложила все усилия, чтобы нормальное общество не состоялось. Да и не нужно было многих усилий — основные усилия предпринимала Лубянка, военное ведомство, да просто все, кто работал и работает в России на войну, а их...
В конце концов, можно на вопрос о сотнях ты
сяч отвечать статистикой и логикой, а можно посмотреть по персоналиям. Солженицын (он, правда, не выходил на площадь, но духом был, конечно, с нами, за исключением разве что похорон Сахаров). Оказался мелкотрачатый шовинист и антисемит. Егор Гайдар? Так он и распорядился не обращать внимания на коррупцию Путина и других. Чубайс выходил на площадь? Ну уж Сахарова точно хоронил?! Ну вот, «либеральный империалист» — и, поверьте, он не перековался в угоду новому хозяину, просто империализм у него был кожей, а либерализм позолотой. Ну вот позолота вся и стёрлась, пока пальчики купюры считали...