МОНОГАМИЯ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
МОНОГАМИЯ (от mТnoj, один, gЈmoj, брак) БИБЛЕЙСКАЯ, принцип единобрачия,
при к-ром в супружестве состоят один муж и одна жена.
Прямого запрета *полигамии, многоженства, в ВЗ нет. *Патриархи,
следуя обычаям народов *Древнего Востока (см. ст. Археология), имели
вторых жен и наложниц. Известны случаи полигамии и на протяжении
всего *допленного периода. Однако уже древнейшее учение ВЗ о браке
(Быт 2:18-24) давало основание видеть в М. идеал супружества. В
Кн. Бытия сказано ое д и н е н и ид в у х, мужа и жены, как цели
брака. Причем это единение определяется как нерасторжимое. Именно
в нем цель брака, а не в естеств. процессе деторождения, к-рое может
происходить вне любви и брака. М. библ. связана с понятием неповторимой
ценности человека, его личности (ср. Мф 18:10-14). Любимое существо
становится для любящего «единственным» (Песн 6:9). Хотя в Моисеевом
законодательстве развод допускался (Втор 24:1), пророки недвусмысленно
осуждали его (Мал 2:13-14).
Постепенно утверждавшийся в ВЗ принцип М. в НЗ становится заповедью
Божьей. В основу ее Христос Спаситель полагает идеал нерасторжимого
брака, начертанный в Кн. Бытия (Мф 19:3-9). Допущение развода во
Втор Он объясняет уступкой «жестокосердию» людей. Таково и учение
о браке отцов Церкви (по той же причине и правосл. Церковь допускает
возможность развода).
l Брак (в Библии), ЕЭ, т.4; свящ.*Г л а г о л е вА.А., Закон ужичества,
или левиратный брак у древних евреев, Труды КДА, 1914, № 4; М а
с л о вИ.М., Левиратный брак у древних евреев, ПС, 1879, № 11; *С
т е л л е ц к и йН.С., Брак у древних евреев, К., 1892; *Т р о и
ц к и йС.В., Христ. философия брака, Париж, 1933; а также труды
по *археологии библейской *Т р о и ц к о г оИ.Г. и др.; *D e
V a u xR., Les institutions de l’Ancient Testament, 1958-60.
|