УНИВЕРСАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ И БИБЛИЯ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
"УНИВЕРСАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ" И БИБЛИЯ.
Представление об «У.р.», включающей в себя все верования или составляющей
их основное ядро, возникло в Индии и Греции. Филос. обоснование
этой идеи впервые встречается в инд. поэме «Бхагават-Гите» (1-е
тыс. до н.э.) и выражено в словах бога Кришны (VII, 21), а затем
мы находим его в трактате Плутарха (ум. ок. 120 до н.э.) «Об Исиде
и Осирисе» (67). Элементы учения об «У.р.» содержатся у *Филона,
а также в учениях гностиков и манихеев.
В Новое время тезис об «У.р.» развивали сторонники деизма и *рационализма
(*Спиноза, *Лессинг, *Толанд и др.). В различных формах этот тезис
принимался *масонством, *теософией, *неоведантизмом. Присутствует
он и в ряде совр. «нетрадиционных» культов.
Свящ.Писание, признавая, что в нехрист. религиях есть искренний
поиск «неведомого Бога» (Деян 17:22 сл.), отрицает идею синкретической
«У.р.». *Откровение радикально п р о т и в о п о с т а в л
я е т с я язычеству, а само учение Библии выступает как религия
для всех народов (см. ст. Универсализм и партикуляризм в Библии).
Святоотеч. мысль д о п о л н и л а это учение, рассматривая
язычество как с т у п е н ь подготовки внебибл. мира
к Евангелию (см. ст. Сравнит.-религ. изучение Библии).
|