СВЯТЫЕ МЕСТА БИБЛЕЙСКИЕ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - К
указателю по Новому Завету в целом.
СВЯТЫЕ МЕСТА БИБЛЕЙСКИЕ, места, связанные с земной жизнью
Христа Спасителя и др. событиями свящ. истории.
Эти места стали объектом паломничества еще во 2-3 вв., благодаря
чему поддерживалась традиция, сохранившая память о библ. *топографии.
Традиция играла немалую роль для библейской *археологии, указывая
на пункты, где следует вести раскопки. Как свидетельствуют данные
археологии и древние тексты, С.м. посещали и христиане-евреи, и
богомольцы *языко-христианских общин. Найдены следы первых
церквей в Галилее (Капернаум, Назарет); по свидетельству *Оригена,
пещера Рождества Христова в Вифлееме почиталась уже в 3 в. Со времен
Константина Великого, особенно после паломнических путешествий св.
равноап.Елены, в С.м. стали воздвигаться новые храмы. Позднее ср.-век.
пилигримы и крестоносцы стремились восстановить топографию многих
С.м. там, где в результате войн древние храмы не уцелели.
Возникло множество легенд, указывающих на местоположение С.м., достоверность
к-рых была позднее подвергнута сомнению. Одним из первых, кто начал
критич. проверку легендарной локализации этих мест, был амер. археолог
19 в. *Робинсон Э. Однако более поздние раскопки часто подтверждали
предания.
Число библ. С.м. очень велико, особенно если к ним добавить места
"библейских паломничеств" вне Палестины (гора Синай, Рим и т.д.).
Ниже перечислены лишь основные.
Иерусалим. После иудейской войны 66-70 христиане Иерусалимской
церкви вернулись в Галилею и стали совершать паломничества в места,
связанные с Распятием и Воскресением Господа. Имп. Адриан в 1-й
трети 2 в., желая прекратить паломничества, построил на этом месте
языческий храм. Но именно поэтому в эпоху гонений была сохранена
память о локализации святыни. В 326 св.Елена приказала разрушить
храм Адриана и выстроить церковь Гроба Господня. О том, как выглядела
эта базилика в ее первонач. виде, можно судить по описаниям *Евсевия
Кесарийского и *Евхерия Лионского. Позднее, когда иранский царь
Хосров II захватил Иерусалим и разрушил церковь (614), каменная
сень над Св.Гробом уцелела. Только в 1009 она была уничтожена халифом
Хакимом. Храм был восстановлен из руин визант. императором Константином
Мономахом к 1048. Реконструкция и перестройка продолжались и далее
крестоносцами и др. владельцами С.м. В частн., сень над Гробом Господним
была перестроена в 15 в., а затем после пожара восстановлена в 1868
при участии рус. и франц. правительств. Мн. протестанты считают
местом погребения Господа т. н. "Гробницу Гордона". Этот склеп был
найден в 1881 англ. генералом Кристианом Гордоном. Соответственно
была изменена и предполагаемая локализация Голгофы. Однако большинство
археологов считает наиболее достоверной ту топографию Страстей Христовых,
на к-рую указывает древнецерковное предание. Они полагают, что нынешний
храм Гроба Господня и Голгофы стоит над тем местом, где находился
холм Распятия и расположенная близ него пещерная усыпальница Иосифа
Аримафейского. Остатки старой стены, отделяющей Голгофу от города,
были найдены при раскопках, проводившихся *Русской духовной миссией
под руководством архим.*Антонина (Капустина). В 1965 В.Корбо установил,
что в евангельские времена на месте Голгофы и Св.Гроба была расположена
старая каменоломня.
Со времен крестоносцев был предположительно определен путь Христа
Спасителя от претории Пилата до Голгофы. Этот путь имеет сегодня
14 т. н. "остановок", к-рые связаны с различными моментами Крестного
пути Спасителя. В Иерусалиме почитаются и мн. др. святыни: "камень
помазания", где по преданию лежало тело Господа, место суда Пилатова
и другие С.м. Раскопаны остатки древних стен города, купель Вифезда.
От евангельских времен сохранились старые гробницы, ступени, ведущие
в Кедронскую долину и т. н. "золотые ворота". Близ Гефсиманского
сада находится рус. правосл. церковь и церковь Страстей Христовых,
сооруженная при участии христиан мн. стран. На месте ветхозав. Иерусалимского
храма мусульманами сооружена мечеть Омара, посвященная жертвоприношению
Авраама, а сохранившаяся часть храмовой ограды является местом паломничества
верующих иудаистов.
Елеонская гора близ Иерусалима была свидетельницей эсхатологич.
пророчеств Христа и Его Вознесения. Храм, сооруженный там в 4 в.,
был разрушен персами, а затем из развалин была воссоздана восьмигранная
часовня. Трудами архим.Антонина (Капустина) на вершине горы был
построен женский м-рь с высокой колокольней. При нем Русская миссия
основала музей.
Вифлеем, место Рождества Христова, был, как уже отмечалось, посещаем
паломниками в доникейскую эпоху. В 330 над пещерой Рождества была
построена базилика. Хотя она не раз перестраивалась, основы здания
сохранились до наших дней; она является единств. церковью, где со
времен равноап.Константина почти никогда не прерывалось богослужение.
Близ Вифлеема в 4 в., как свидетельствуют древние паломники, существовала
церковь в честь евангельского благовестия пастухам. В Средние века
она была разрушена и построена заново лишь в 1953.
Назарет. Поскольку этот небольшой город не упоминается в ВЗ, представители
*гиперкритицизма в библеистике отрицали само его существование.
Однако раскопки итал. археолога о.*Багатти и др. ученых доказали,
что на месте нынешнего Назарета во дни Ирода уже существовало поселение.
В 1950-х гг. при сооружении нового храма Благовещения были найдены
остатки древней христ. базилики. В Назарете сохранился источник
евангельских времен; там же открыты развалины христ. храмов первых
веков.
Прочие С.м. Среди местностей и городов, к-рые привлекают паломников
и археологов, следует назвать гору Фавор (где, по преданию, совершилось
Преображение), Капернаум, Кану Галилейскую, Айн-Карим (родину св.Иоанна
Крестителя), Иерихон, Эммаус, Вифанию и др. Почти всюду там найдены
археологич. свидетельства подлинности локализации этих С.м. и того,
что они почитались христианами, начиная уже с первых веков истории
Церкви. Одна часть С.м. находится в ведении православных церквей,
другая — католиков и др. христианских общин. В храме Гроба Господня
христиане мн. конфессий совершают богослужение поочередно.
l К о н д а к о в Н.П., Археологич. путешествие по Сирии
и Палестине, СПб., 1904; е г о ж е, Иерусалим христианский.
Историч. очерк и памятники, СПб., 1905; Л е б е д е в В.П.,
Палестина. Св. земля в ее прошлом и настоящем, вып.1-18, СПб., 1916;
Святая Земля, Париж, 1961; *У с п е н с к и й Н.Д., С. м.
в Иерусалиме на сегодня, ЖМП, 1961, ? 5-7; *Ш а б а т и н
И.Н., Величайшие святыни христианства в Иерусалиме и Рус. Правосл.
Церковь, ЖМП, 1962, ? 5; K r o l l G., Auf den Spuren Jesu,
Stuttg., 1978 (там же приведена и иностр. библиогр.); см. также
ст.: Археология библейская; Палестина; Палестинское общество; Русская
духовная миссия в Иерусалиме.
|