РИТУАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
РИТУАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА, общее название для тех направлений
в библеистике, к-рые считают культ главной средой, где формировалось
и хранилось библ. *Предание. Представители скандинавской ветви Р.-и.ш.
(*Педерсен, *Мовинкель и др.) утверждали, что ведущую роль в формировании
библ. традиции играла устная *передача Слова Божьего. Они связывали
ее с новогодними и др. *праздниками, когда служители алтаря
и пророки повторяли перед народом свящ. заповеди и формулы. Экзегеты
*"истории форм" школы (*Бультман и др.), изучая *"жизненный контекст"
Евангелий, указывали на их богослужебное происхождение. Исследователи
ВЗ не раз высказывали предположение, что различные *источники *Пятикнижия
обязаны своим происхождением различным святилищам, вокруг к-рых
группировались носители Предания. Р.-и.ш. черпала свои аргументы
из выводов *сравнительно-религиозного изучения Библии, к-рые показали
огромную роль неписаной традиции в религиях мира. Однако у Р.-и.ш.
есть и слабые места. Ее сторонники, утверждая первичность культа
по отношению к Библии, игнорировали подлинные истоки самого библ.
богослужения. Оно было источником сказаний Библии, ибо именно сами
эти сказания, отражавшие реальные события, лежали в основе культа.
В частн., Евангелия могли быть созданы из текстов, к-рые повторялись
на евхаристических трапезах, но, в свою очередь, Евхаристия основывалась
на событиях евангельской истории. Кроме того, Р.-и.ш. неоправданно
снижает роль письменных источников как таковых. "Богослужение, –
замечает *Райт, – передает, преломляет и объединяет историческое
предание для литургических целей в жизни Общины; но несомненно нельзя
допустить, будто предание даже во всех его письменных формах было
создано обрядами культа и священниками, совершавшими богослужение".
l Свящ.Ф л о р е н с к и й П., Из богословского наследия,
БT, 1977, c6.17; В r i n k e r R., The Influence of Sanctuariеs
in Early Israel, Manchester, 1946; *К r a u s H. J., Worship
in Israel, Oxf. (Eng.), 1966; R o b e r t s о n Е., The Old
Testament Problem, Manchester, 1950; см. ст. Смит У.Р.
|