РЕЛИГИОЗНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА В БИБЛЕИСТИКЕ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
РЕЛИГИОЗНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА В БИБЛЕИСТИКЕ, условное обозначение
экзегетич. школ, к-рые рассматривали библ. историю в контексте общей
истории религии. До 19 в. такой подход был практически невозможен
из-за скудости данных о внебибл. религиях и культурах. Большинство
экзегетов всех направлений до открытий в области *Древнего Востока
изучали Библию изолированно от окружающего ее мира. В их трудах
господствовали представления, в значит. мере умозрительные, опирающиеся
лишь на сам текст или на текст в освещении традиции. Положение почти
не изменилось и после первых археологич. открытий. Считается, что
поворот был сделан только в трудах *Айххорна А., *Гункеля и *Грессманна
на рубеже 19 и 20 вв. Р.-и.ш. имеет два аспекта. Первый, неприемлемый
для христ. сознания, не делает принципиального различия между библейскими
и др. религиями и подчиняет их общим законам религ. истории (см.
ст. Исторический эволюционизм). Сюда относятся и попытки интерпретировать
первохристианство в духе эллинистич. мистерий и культов (напр.,
*Буссе, *Хэтч, *Райценштайн). Второй аспект связан с использованием
выводов *сравнительно-религиозного изучения Библии для уточнения
и уяснения *"жизненного контекста" ее книг. Такой подход не только
допустим с правосл.-богосл. точки зрения, но и вполне оправдан,
ввиду *богочеловеческой природы Свящ. Писания. Библ. авторы жили
в окружении древневосточной и античной культур, что не могло не
сказаться на их стиле мышления, историч. намеках, лит. приемах и
способах выражения. Следует отметить, что четких границ Р.-и.ш.
не имеет, т.к. у разных библеистов ее методы присутствуют в различной
степени. Из правосл. авторов эти методы применяли *Дроздов, *Тураев,
*Скабалланович, прот.*Князев и др.
l RGG, Bd.5, S.991.
|