ПЕРВОЕВАНГЕЛИЕ
См.: Протоевангелие Иакова.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ПЕРВОЕВАНГЕЛИЕ, усл. обозначение пророчества Быт 3:15 о вражде между потомством
("семенем") змея и потомством Евы. Букв. смысл пророчества сводится к тому, что
эта вражда будет постоянной. Однако, как показал Франц *Делич, поражение сынов
змея в голову содержит прикровенное указание на конечную победу над силами зла.
*Полнота смысла Писания позволила Церкви истолковать П. как пророчество о Деве
Марии и победе Христа над сатаной, т.е. как первое в ВЗ мессианское пророчество.
l Свящ. *К н я з е в А., Откровение о Матери Мессии, ПМ, 1953, вып. 9; [*К
у д р я в ц е в - П л а т о н о в В.Д.], Письмо о грехопадении прародителей, ПрТСО,
1846, т. 4; Л а в р о в А., Обетование и пророчества о Христе в Пятокнижии Моисеевом,
ПрТСО, 1856, ч. 15; проч. рус. и иностр. библиогр. см. в ст.Пятикнижие.
ПРОТОЕВАНГЕЛИЯ ТЕОРИЯ, теория, согласно к-рой *синоптическим Евангелиям предшествовал
единый текст, из к-рого черпали евангелисты. П.т. возникла как одна из ранних
попыток решить *синоптическую проблему. Впервые П.т. была выдвинута в 18 в. *Лессингом,
а затем сформулирована *Эйхгорном И. Они предположили, что древнейшим досиноптич.
текстом было утраченное Евангелие на евр. языке. Этого же мнения позднее придерживались
*Шлейермахер и *Ренан. Однако дальнейшие исследования показали, что скорее всего
у евангелистов был не один источник (см. ст. Четырех источников Евангелий теория).
l *М у р е т о в М.Д., К вопросу о происхождении и взаимном отношении
синоптич. Евангелий, ПрТСО, 1881, т.27; *Т р о и ц к и й Н.,
О происхождении первых трех канонич. Евангелий, Кострома, 1878; иностр.
библиогр. см. в ст.: Евангелия;
Синоптическая проблема. |