ПАСТЫРСКИЕ ПОСЛАНИЯ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА, три канонич. книги НЗ (1-2 Тим, Тит),
объединенные по принципу общности их содержания (наставления служителям Церкви).
Название П.п. было дано им в 18 в. Древнейшая *рукопись (Р 32) датируется кон.
2 в.
Включение П.п. в *канон НЗ. В каноне *Маркиона (ок. 140) П.п. отсутствуют,
но они названы в *Мураториевом каноне (ок. 170). Есть основания считать, что сщмч.
*Поликарп Смирнский знал эти послания как Павловы. К кон. 2 в., как свидетельствуют
древние манускрипты, П.п. были повсеместно включены в НЗ.
Адресаты и цель П.п. Оба лица, к к-рым обращены послания, известны из др. книг
НЗ. Тимофей был уроженцем малоазийского г. Листры, сыном грека и еврейки. Он обратился
в юном возрасте и стал спутником ап. Павла во время его 2-го и 3-го путешествий.
Он находился при нем в Кесарии и во время римских уз апостола. Из 1-2 Тим следует,
что Павел оставил Тимофея в качестве руководителя Ефесской церкви, а затем просил
его прибыть к нему в Рим. Тимофей был любимым учеником апостола, к-рый называл
его своим "сыном". Он пользовался любовью и уважением во многих общинах и содействовал
примирению Павла с коринфянами (см. Деян 16:1; Рим 16:21; 1 Кор 16:10-11; 2 Кор
1:1,19; Флп 2:19; Фес 3:2).
Тит был греком, обращенным еще до "собора" 49 г. Он сопровождал апостола в
его путешествиях, выполнял его поручения. Согласно посланию к Титу, в последние
годы жизни ап. Павла Тит был руководителем церкви о. Крита (см. 2 Кор 2:13; 7:6,
13-14; 8:16,23; 12:18; Гал 2:1,3).
Содержание и композиция П.п. 1 Тим содержит 6 глав. В этом послании апостол
предостерегает Тимофея против тех, кто считает заповеди Закона ненужными. Истинная
вера проявляется именно в соблюдении заповедей (1:1-20). Далее следуют наставления
о молитве, в частн., за гражданские власти, а также излагаются принципы руководства
общиной. Среди руководителей названы "епископы", "пресвитеры" и "диаконы" (2-3).
Апостол полемизирует с некими "обольстителями", в к-рых можно видеть предшественников
гностицизма (их мифологию он называет "бабьими баснями"). Павел надеется, что
вскоре посетит Ефес (4). В заключит. 5-6 главах апостол снова возвращается к теме
общинной жизни.
2 Тим (содержит 4 гл.) отражает трудный момент жизни апостола. Он находится
в заключении и ждет суда. Павел уверен, что станет "жертвою" и что приблизился
конец его земного служения. Он сетует на учеников, большинство к-рых покинуло
его ("один Лука со мною"). Когда апостол в первый раз стоял перед судьями, с ним
никого не было, кто бы выступил в его защиту. Глубоко тревожат Павла христиане,
отошедшие от здравых основ учения, забывшие, что эти основы строятся на боговдохновенном
Писании (3:13-16). Заблуждение и грехи будут еще возрастать, и это есть признак
"последних дней" (3:1-6).
Послание к Титу состоит из 3-х глав. В нем содержится наставление о епископском
служении, почти тождественное с наставлением в 1 Тим. Там также апостол говорит
о лжеучителях, упоминая, в частн., "иудейские басни" (вероятно, речь идет об *оккультных
толкованиях Библии, предшествовавших *каббале). В Тит впервые употребляется слово
"еретики" (3:10). Заблудшего апостол рекомендует вразумлять, а если это не достигнет
цели, оставить, ибо он "самоосужден". Апостол пишет из греч. г.Никополя, где собирается
провести зиму.
Особенности П.п., их авторство и датировка. Все три П.п. отличает сходство
стиля, языка и содержания, что и позволило объединить их в отд. группу. Их особенности
можно свести к след. пунктам: 1) П.п. подразумевают более сложную иерархич. организацию
церк. общин, чем та, к-рая подразумевается в ранних посланиях; 2) они написаны
в период возникновения гностич. учений; 3) в лит. отношении П.п. стоят особняком
среди др. посл. ап.Павла. В частн., из общего числа 846 слов 306 отсутствуют в
др. посланиях; 4) в них мало тем, к-рые составляли основное содержание Павловых
посланий.
На основании этих особенностей *Эйхгорн И. (1812), *Баур (1845), *Гольцман
Г.Ю. (1890) отнесли П.п. к *псевдонимным произведениям, написанным во 2 в. Нек-рые
экзегеты (*Гитциг, *Ренан, *Гарнак) высказали предположение, что в П.п., особенно
во 2 Тим, содержатся отрывки из подлинных писем апостола и отзвуки достоверных
преданий о нем. *Папская библейская комиссия (1913) отстаивала подлинность П.п.,
однако в наст. время многие католич. библеисты считают их "вторичными", т.е. вышедшими,
как и Евр, из круга учеников Павла. Рус. правосл. исследователи и нек-рые видные
западные (*Иеремиас, *Жобер, *Серфо) полагают, что особенности П.п. не могут служить
доказательством их неподлинности. Они допускают, что к кон. 60-х гг. 1 в. христианские
общины могли иметь более сложную иерархич. структуру (тем более, что в др. кн.
НЗ уже упоминаются епископы, пресвитеры и диаконы: Деян 14:23; 20:17; Флп 1:1).
Впрочем, в 1 Тим еще нет того различия между степенями священства, к-рое установилось
позднее, когда возник монархич. епископат (ср.3:1 и 3:12). Учения гностич. типа
развились во 2-й пол. 2 в., но должны были иметь предшественников в 1 в. Специфика
языка и словаря может объясняться новыми условиями жизни Церкви в период, когда
писались П.п. "Пастырская" направленность П.п. определила отсутствие в них тем,
свойственных др. посланиям. "Обращенные к близким ученикам ап.Павла, — пишет еп.*Кассиан
(Безобразов), — они не являются столь личными, как, напр., Флм или послания к
Македонским Церквам... Он (Павел) пишет с властью, но задача его — не догматическая,
а чисто практическая, деловая. Он озабочен подготовкою себе преемников, к-рые
возьмут на себя бремя его служения. Догматическое учение Пастырских посланий совпадает
с догматическим учением посланий из уз".
l Свящ.К и б а л ь ч и ч И., Опыт объяснения Посланий св.ап. Павла к Тимофею
и Титу, К., 1888; прот.*К л и т и н А., Подлинность посланий св.Ап. Павла к Тимофею
и Титу, К., 1887; Пастырские послания, пер. с франц., К., 1874; П о л я н с к
и й П. (митр.*Петр), Первое послание св.Ап. Павла к Тимофею, Серг.Пос., 1897;
*Р о з а н о в Н.П., Пастырские послания, Колледжвиль, 1960 (ркп.МДА); *Т р о
и ц к и й Н., Послания св.ап. Павла к Тимофею и Титу, Каз., 1894; еп.*Ф е о ф
а н