НОВЫЙ ПОИСК ИСТОРИЧЕСКОГО ИИСУСА
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
«НОВЫЙ ПОИСК ИСТОРИЧЕСКОГО ИИСУСА», условное название, объединяющее
ряд работ протестантских экзегетов, к-рые в сер. 20 в. возобновили попытки старой
либеральной школы реконструировать жизнь и учение *«исторического Иисуса». Эти
попытки еще в 1906 были подвергнуты критике *Швейцером А., а представители *«истории
форм» школы решительно от них отказались. Однако историч. скептицизм указанной
школы в свою очередь подвергся сомнению. Начала «Н.п.и.И.» положил доклад *Кеземана
«Проблема исторического Иисуса», прочитанный в Марбурге (1954) в присутствии *Бультмана.
Вслед за тем появилось немало исследований (*Борнкам, *Иеремиас, *Робинсон Джеймс,
*Перрин и др.), к-рые возродили историко-христологич. тему. Исходные богосл. позиции
у этих экзегетов во многом различны, но все они сходятся на существовании прямой
связи между учением Самого Христа и апостольской *керигмой. Они утверждают, что
новозав. писания вводят нас не только в духовный мир ранних общин (как думали
Бультман и его приверженцы), а приближают к реальному Христу истории. Поскольку
между Ним и Его Церковью была прямая преемственность, в ее наследии (в частн.,
в Евангелиях) можно услышать Его живой голос. Перрин пытался выработать ряд критериев,
помогающих отделить подлинные слова Иисусовы от последующих «напластований» и
интерпретаций. Напр., то, что в Евангелиях не имеет параллелей в иудействе и в
апостольской керигме, Перрин считает наиболее аутентичным. Аутентичными он считает
и речения, лежащие в основе сходных или параллельных евангел. текстов. Такого
рода критерии, однако, отнюдь не носят характера бесспорности. В «Н.п.и.И.» особенно
ценят указания Евангелия, к-рые нельзя объяснить с т. зр. развитой догматики (напр.,
слова о том, что Христос «не мог» исцелить больных в Назарете, Мк 6:5).
Но и в данном случае критерий этот не может быть признан абсолютным. Нет оснований
отвергать как неподлинное то, что согласуется с раннехрист. богословием. Коренным
недостатком «Н.п.и.И.» является постановка веры в зависимость от точности записанного
текста. По существу, он отказывается от «иной реальности, нежели та, что зафиксирована
в исторических документах» (*Маккензи). Между тем никакой, даже самый достоверный
документ не мог быть и не был источником христианской веры, к-рая коренится в
христоцентрическом, духовном опыте Церкви.
l Архиеп. *М и х а и л (Чуб), Христологич. проблемы в зап. богословии, БТ,
1968, сб.4; Р е ф у л е Ф., Иисус — Тот, Кто приходит из иного мира, «Логос»,
1973, № 3-4; R o b i n s o n J.M., A New Quest of Historical Jesus, L.,
1959; см. также ст. об авторах, указанных выше. |