НЕОВЕДАНТИСТСКИЙ ПОДХОД К БИБЛИИ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
НЕОВЕДАНТИСТСКИЙ ПОДХОД К БИБЛИИ, понимание Библии в свете религиозных систем
неоведантизма, к-рый возник в Индии как модернизированная форма древней монистич.
доктрины Веданты, в свою очередь восходящей к Упанишадам (1-е тыс. до н.э.).
Принципы неоведантизма развивали последователи индийского аскета Рамакришны
(1836-86), согласно к-рому Иисус Христос, Будда, Магомет и др. основатели религий
— воплощения одного и того же верховного Божества. Хотя представители неоведантизма
различаются по своим филос. воззрениям, общим для них остается тезис Веданты:
мир есть манифестация, проявление Абсолюта, и, следовательно, в каждой религии
содержатся зерна истины. Неоведантизм пытался создать модель *«универсальной религии»,
к-рая включала бы все вероисповедания мира.
Одним из крупнейших философов неоведантизма был Свами Вивекананда (1863-1902).
Созданная им «Миссия Рамакришны» пропагандирует единение религий под эгидой неоведанты
и йоги. С этой целью «Миссия» распространяет *апокриф, согласно к-рому Христос
учился у инд. мудрецов. Он был «Светом Востока на Западе»; Его учение якобы тождественно
индийскому монизму. По толкованию С.Радхакришнана (1888-1975), Евангелие будто
бы свидетельствует о человеческом несовершенстве Христа. Только открыв Свое единство
с высшим Божеством (Кришной), Христос обрел полноту Божественного самосознания.
Радхакришнан интерпретирует слова «Я и Отец — одно» (Ин 10:30) в ключе неоведантистского
монизма, что бесконечно далеко от их подлинного библ. смысла.
Неоведантизму в высшей степени чужда идея Воплощения в ее христианском понимании,
т.к. она противоречит самой сути монизма, по к-рому дух человека единосущен Богу.
Утверждение о генетической связи Евангелия с Индией, заимствованное неоведантистами
из *теософии, абсолютно беспочвенно. Признавая принцип религиозной терпимости,
провозглашенный неоведантистами, христианство, однако, решительно отклоняет притязание
их доктрины на роль «универсальной религии». Оно видит в древних учениях Индии
такую же прелюдию к *Откровению НЗ, какой, по словам отцов Церкви, была на Западе
антич. философия; христианство никогда не сможет принять такое понимание личности
Христа, к-рое делает Его лишь одним из учителей человечества.
В православной лит-ре единств. трудом по неоведантизму является 3-томная «Мистическая
трилогия» М.В.Лодыженского (Пг., 1914-17). Первый ее том (Сверхсознание, Пг.,
19153) посвящен сравнению христ. подвижничества с учением неоведантизма и родственных
ему оккультных доктрин.
l К о с т ю ч е н к о В.С., Вивекананда, М., 1977; е г о ж е, Классич.
Веданта и неоведантизм, М., 1983; Л и т м а н А.Д., Совр. инд. философия,
М., 1985; Р о л л а н Р., Жизнь Вивекананды. — Вселенское Евангелие Вивекананды,
Собр. соч., М., 1936, т.19-20; M a t h a i P.S., A Christian Approach to
Bhagavadgita, Calcutta, 1956. |