ЛИБЕРАЛЬНО-ПРОТЕСТАНТСКАЯ ШКОЛА ЭКЗЕГЕЗЫ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ЛИБЕРАЛЬНО-ПРОТЕСТАНТСКАЯ ШКОЛА ЭКЗЕГЕЗЫ, направление в библеистике 19 — нач.20
в. Органически входит в состав либерального богословия, пытавшегося свести к минимуму
догматический аспект христианства.
Основные положения школы: 1) высшую Реальность невозможно познать разумом;
приблизиться к ней можно лишь путем «сердечного переживания» и верности нравств.
долгу; 2) библ. религия развивалась по тем же законам, что и другие религии, и
ее нужно исследовать гл. обр. средствами историч. науки; 3) *Откровения, как сверхприродного
факта, не существует; 4) Иисус был совершенным Человеком, Который положил начало
«чистой религии», без догматов и обрядов; лишь позднее, начиная с ап.Павла, она
была затемнена церк. богословием; 5) «современное», «научное» богословие должно
сводиться к изучению историч. основ христ. религии, без претензий на метафизику.
Уверенность Л.-п.ш. в своей чисто научной объективности была иллюзорной: ее
принципы основывались на этической доктрине и критицизме И.Канта (1724-1804),
на идеях деистов, на позитивизме и неокантианстве. Все эти воззрения сочетали
два противоположных утверждения: 1) разум — высшее мерило истины; 2) наше знание
о Божестве не может притязать на достоверность, поскольку разуму недоступно адекватное
Его постижение. Единственной областью, в к-рой человеческое соприкасается с Божьим,
это этика, сфера «практического разума», и религиозное чувство.
Рус. мыслитель *Трубецкой, признававший мн. заслуги Л.-п.ш., указал и на ее
крупные изъяны. Например, либеральные экзегеты считали *Нагорную проповедь эталоном
«чистого христианства»; между тем, она содержит не одно лишь этическое учение.
«Нагорная проповедь, — писал Трубецкой, — есть образец Христовой проповеди «царствия
Божия». Это понятие «царствия Божия» заключает в себе высший нравственный идеал
христианства. Но этот нравственный идеал не ограничивается только личной и социальной
сферой — он имеет космическое значение; наряду с нравственным смыслом он имеет
и мистический, апокалиптический смысл «небесного царствия» и связывается исторически
и логически с мессианической апокалиптикой сначала еврейского народа, а затем
и христиан — учеников Христа и их ближайших последователей». Новое отношение человека
к Богу, которое открыто в Евангелии, неотделимо от личности Богочеловека. Царство
Божие состоит в «явлении Отца» через Сына, Который «показывает, открывает в Себе
Отца».
Этапы развития школы. Основоположником Л.-п.ш. принято считать *Шлейермахера,
но корни ее восходят к деизму и к взглядам *Леклерка и *Лессинга. Характерной
чертой Л.-п.ш. явилось отрицание Богочеловечества Христа. В силу этого последователи
школы стремились установить, кем был Иисус в действительности и чему Он учил.
В поисках *«исторического Иисуса» предпринимались самые изощренные толкования,
начиная от рационалистич. попыток *Паулюса, вычеркнувшего из евангельской истории
все чудесное. Смысл экспериментов такого рода был поколеблен критич. работой *Штрауса,
к-рый поставил Л.-п.ш. перед выбором: либо вера, либо отрицание. Но на время кризис
был, казалось, преодолен *Ричлем, к-рый построил свое богословие на неокантианстве.
Ричль перенес центр тяжести с учения Иисусова на Его Личность. Именно в ней, утверждал
Ричль, открывается человеку запредельная и непостижимая тайна Божества. Вне Иисуса
все религии, в том числе и ВЗ, лишь слабые проблески истины. По личности Христа
мы узнаем о Боге. При кажущейся близости такого подхода к церковному он имел резко
выраженный адогматический характер. Но с другой стороны, мимо внимания Ричля и
его последователей прошел тот факт, что их христология все же есть догмат, своего
рода верование.
Либерально-протестантский взгляд на религ. историю позволил представителям
школы широко применять *исторический эволюционизм к ВЗ и НЗ. Большинство направлений
*высшей критики 19 в. развивалось в рамках Л.-п.ш. Родиной и центром школы была
Германия, хотя либеральные теологи появились и во Франции (*Гогэль, *Ревиль, *Сабатье),
в Англии (*Гэтч) и в др. странах. В конце столетия определяющую роль в Л.-п.ш.
играл историк *Гарнак, к-рый в своих лекциях, изданных в 1900 под названием «Сущность
христианства», провозгласил кредо либеральной теологии. В сфере ветхозав. исследований
развивались тенденции, связанные с именем *Велльгаузена. Итоги этих работ подвела
многотомная энциклопедия «Религия в истории и современности» (RGG, 1909-13; см.
рецензию в БВ, 1909, N 2). Впоследствии вышло еще два переработ. ее издания (1927-32;
1957-65).
Сторонники Л.-п.ш. были полны оптимизма и веры в прогресс, возглавляемый, по
их мнению, Германией, «народный дух которой всего более сроден с истинным духом
христианства, которой дано было освободить христианство от посторонних примесей,
навязанных ему в течение его истории греками и римлянами, и снова восстановить
его в первоначальном его виде и силе» (*Зоден). Ход развития мыслился таким образом:
*Лютер очистил христианство от римского католицизма, «модернизированные богословы»
продолжат его дело, очистят христианство от греч. догматич. метафизики и откроют
миру истинное учение Иисуса. Но либеральные теологи на этом не остановились: пришла
очередь и иудейского пласта в христианстве. Со времени лекций Фридриха *Делича
о Библии и Вавилоне участились нападки на ВЗ, к-рый предлагалось вообще изъять
из Церкви. И, наконец, разрушительная работа, против воли богословов, поставила
под угрозу саму христианскую веру, даже в том ее ущербном виде, какой ей придали
либеральные теологи. Оценивая просветительные брошюры религ. истории, выпускавшиеся
Л.-п.ш. в 10-х гг., *Булгаков отмечал, что они могут «воспитывать лишь религиозную
беспринципность и универсальный скептицизм, служить орудием против религии вообще,
ибо всякая религия притязает на известный абсолютизм».
Кризис и распад Л.-п.ш. В научном отношении школа достигла больших успехов.
Она далеко продвинула исследование Библии, преодолев многие крайности предшествовавших
теорий. Была проделана большая работа по *текстуальной, *литературной и *исторической
критике Свящ. Писания. Участие таких крупных ученых как Гарнак, *Гункель, Зоден,
И.*Вейсс, Эрнст Трёльч (1865-1923) завоевало школе высокий авторитет и создало
ей ореол подлинного «современного богословия». Однако это не могло предотвратить
нового кризиса.
Гарнак считал, что суть благочестия Христова сводится к учению о Боге Отце,
этике и ценности бессмертной человеческой личности. Но поскольку даже эти основы
все же имеют характер метафизический, многие либеральные пасторы (напр., Ято и
Гейдорн в Германии) в конце концов подвергли сомнению и их. Для Л.-п.ш. Христос
был лишь явлением истории, явлением прошлого. Трлльч писал: «Бог во Христе может
означать для нас лишь то, что в Иисусе мы имеем высшее откровение Бога и что образ
Иисуса мы делаем средоточием всех самосвидетельств Бога в нашей жизни». Но поскольку,
как показал уже в начале века А.*Швейцер, реконструкции образа «исторического
Иисуса» были достаточно произвольны, Л.-п.ш. открыла путь для развития *мифологической
теории, к-рая отказалась от реального Христа даже как Человека. Поход против ВЗ
привел в Германии к созданию группы «немецких христиан», к-рые объявили Христа
арийцем и охотно пошли на сотрудничество с нацизмом.
Гарнак отнюдь не сочувствовал такому повороту событий, но косвенно способствовал
ему, в частн., своей книгой о *Маркионе. «Немецкие христиане» во главе с пастором
Л.Мюллером, личным другом Гитлера, одобрили расовые законы и весь нацистский «новый
порядок», хотя против него выступали мн. видные богословы и библеисты, в т.ч.
*Барт, *Бонхёффер, *Борнкам, *Дейсманн, *Иеремиас, *Бультман, *Лицман, *Юлихер
и др. Либеральный протестантизм хотел стать позитивной культурной силой в обществе,
а в результате оказался на поводу у сил разрушительных. Он был преисполнен веры
в науку, прогресс, гуманность, а в итоге стал невольным соучастником кризиса общества
и кризиса самого протестантизма.
Наиболее острой критике Л.-п.ш. была подвергнута Бартом. Он показал, что она
не была, как казалось ее вождям, свободна от догматов, но предпочла веру в «мир»,
в его несовершенную цивилизацию, вере в Бога и Его Слово. Это было, по выражению
Барта, новым идолопоклонством, почитанием кумира, к-рый так же ненадежен, как
любой другой кумир.
Тем не менее с распадом Л.-п.ш. нек-рые ее установки сохранились и даже оказали
влияние на противников школы. Это влияние имеет две стороны: позитивную — когда
используются ценные результаты библ. исследований Л.-п.ш., и негативную — когда
возрождаются попытки строить христ. мысль и экзегезу вне учения о Богочеловечестве.
l *Б е р д я е в Н., Наука о религии и христ. апологетика, «Путь», 1927, №
6; Б у л г а к о в С., Современное арианство, в его кн.: Тихие думы, М., 1918;
Г у п п е р т Ф., Итоги четырех столетнего самобытного развития нем. протестантизма
к нач. 20 столетия, пер. с нем., Харьков, 19103; З е н ь к о в с к и й В., Кризис
протестантизма в Германии, «Путь», 1934, № 42; История христ. Церкви в XIX веке,
т.1-2, Пг., 1900-1901; К е р е н с к и й В., Школа риглианского богословия в лютеранстве,
Каз., 1903; е г о ж е, Совр. протестантское богословие, Каз., 1915; Совр. течения
религ.-филос. мысли во Франции. Сб. ст., Пг., 1915; Т р ё л ь ч Э., О возможностях
христианства в будущем, «Логос», М., 1910, кн.2; Т р о и ц к и й С., Защита христианства
на Западе, СПб., 1913; Т р у б е ц к о й С., Учение о Логосе в его истории, М.,
1906; е г о ж е, Этика и догматика, Соч., М., 1908, т.2; Христианство в освещении
протестантских теологов, СПб., 1914; Ш е с т о в Л., Sola fide. Только верою,
Париж, 1966; D i l l e n b e r g e r J., W e l c h C., Protestant Christianity
Interpreted through Its Development, N.Y., 1958; R e v i l l e J., Le Protestantisme
liberal, P., 1903; R o b e r t s D.E., Liberal Theology, N.Y., 1942.
|