БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - Библия.
1907 г., 3 июля. "Lamentabili", папский манифест против библейской критики и вообще
модернизма.
КРИТИКА БИБЛЕЙСКАЯ, науч. изучение Свящ. Писания, входящее в состав *исагогики.
Под словом «критика» обычно понимается: а) разбор того или иного учения, книги
и т.п. с целью показать их несостоятельность; б) рецензирование художеств. произведений
с т.зр. их мастерства и идейно-эстетич. ценности; в) анализ первоисточника в плане
его *датировки, *атрибуции, обстоятельств возникновения, лит. особенностей и т.д.
Историч. наука и библеистика используют критику в третьем значении. К.б., хотя
и ориентируется на мировоззренческие и конфессиональные предпосылки, является
областью науки, и Церковь, по словам *Булгакова, не предрешает ее выводов; церк.
учение о *боговдохновенности от них не зависит.
Основоположниками К.б. были св. отцы. Именно они первыми привлекли анализ языка
и стиля авторов к вопросам атрибуции свящ. книг, рассматривали стилистич. особенности
книг Библии и их связь с определ. историч. обстоятельствами (*Ориген, *Юлий Африкан,
свт.*Дионисий Великий, блж. *Иероним и др.). Среди св. отцов существовали различные
мнения об авторстве и времени написания книг Библии. В эпоху Средневековья развитие
К.б. приостановилось. Возрождение ее началось лишь в эпоху Ренессанса и Реформации.
Существует 4 осн. направления К.б.: 1) *текстуальная К.б. занимается восстановлением
наиболее раннего текста с помощью сличения древних *рукописей Библии; 2) *историческая
К.б. уточняет ход событий свящ. истории, изучая памятники материальной и духовной
культуры библ. времен; 3) *историко-литературная К.б., иначе называемая «высшей»
критикой, посвящена вопросу об *источниках, устных и письменных, свящ. книг, авторстве,
датировке и истории формирования той или иной библ. книги; 4) *литературная К.б.
занимается выяснением филологич. и лингвистич. особенностей свящ. книг (*жанр
лит., композиция, *семантический анализ, лингвистич. аспекты, лит. связи с древними
памятниками).
Духовное провозвестие Свящ. Писания как Слова Божьего не познается средствами
К.б. Оно открывается разуму, просвещенному верой, духу, к-рый готов принять Слово
(в НЗ — *керигму). К.б. исследует земную, человеческую сторону Писания, богочеловеч.
по своей природе. Но и для уяснения духовного смысла Библии результаты К.б. не
безразличны. Они позволяют с возможной точностью уяснить: о ч е м говорят и чему
учат боговдохновенные писатели. Согласно прот. *Князеву, в задачу правосл. библеистики
входит осуществление синтеза между данными К.б. и духовным пониманием Слова Божьего.
l *[А н д р е е в И.Д.], Критика библейская, НЭС, т.23; *К а р т а ш е в А.В.,
Ветхозав. библ. критика, Париж, 1947; *П е т р о в с к и й А., Историко-критич.
метод изучения Св.Писания в патристич. лит-ре, «Церковный Вестник», 1915, № 9;
Ф е д о т о в Г.П., Православие и историч. критика, «Путь», 1932, № 33; *B r o
w n R., The Critical Meaning of the Bible, N.Y., 1981; *M u r p h y R.T.A., Background
to the Bible, 1978; RGG, Bd.1, S.1184.
|