«ИСТОРИИ ТЕНДЕНЦИЙ» МЕТОД
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
«ИСТОРИИ ТЕНДЕНЦИЙ» МЕТОД (нем.Tendenzkritik, англ. Tendence Criticism),
экзегетико-герменевтич. подход к Писанию, при к-ром интерпретаторы стремятся определить
и учесть богосл. тенденции и направления, к-рые отразились в свящ. книгах.
Фундаменталистский взгляд на Библию отвергает возможность подобных тенденций,
ссылаясь на *боговдохновенность, понимаемую вербалистически. Фундаменталисты рассматривают
свящ. авторов как пассивных передатчиков *Откровения и отказываются видеть в свящ.
книгах тенденции, обусловленные средой, эпохой, личными особенностями авторов.
Напротив, вера в *богочеловеческую природу Свящ. Писания вполне допускает влияние
этих факторов на букву и дух Библии.
В ВЗ существовали течения, связанные с 1) различиями форм служения (*пророки,
священники, левиты, мудрецы, летописцы, законодатели); 2) местными особенностями
(традиции *Ефрема и Иудеи, а также отд. *колен); 3) этапами становления религ.
мысли; 4) конкретными моментами библ. истории; 5) личными особенностями писателей.
В НЗ-ю эпоху существовали группы иудеохристиан, ориентированных на ветхозав. благочестие,
общины ап.Павла, отрицавшие «законничество», и лжеучители, с к-рыми апостолы вели
полемику. Иными словами, богооткров. истины Библии воспринимались, осмыслялись
и проповедовались живыми людьми, в живой динамичной среде, насыщенной противоречиями,
спорами, проблемами. В силу этого свящ. книги нельзя представлять бесстрастными
отчетами, чуждыми воздействия окружающей среды.
В ветхозав. науке наиболее ярким примером применения «И.т.»м. является сопоставление
тенденций внутри *Пятикнижия (расцвет этих работ падает на 19 в.). Повышенный
интерес *Яхвистической традиции Торы к колену Иуды (Быт 37:26; 43:1-12; 44:14-34)
указывает, по мнению мн. экзегетов, на то, что эта идущая от Моисея традиция получила
окончат. форму в Иудее. Обилие *антропоморфизмов считается признаком архаичности
Яхвиста, в то время как *Элохистическая традиция антропоморфизмы смягчает, что
может свидетельствовать в пользу ее более поздней фиксации. *Священническая традиция
уделяет большое внимание богослужебной практике, из чего делается вывод об ее
закреплении в кругах духовенства. Особенно трудно сомневаться в наличии тенденций
в *Исторических книгах ВЗ, к-рые преследовали, в первую очередь, назидательные
цели.
Результаты применения «И.т.»м. в сфере новозав. представляются значительно
более спорными. Особенно это относится к гипотезам *Баура и *Штрауса. Первый (как
и вся *тюбингенская школа), исходя из идеи *Гегеля о борьбе противоположностей,
разделял все первохристианство на две враждебные партии: «иудейскую» и «эллинскую».
Но если указанный антагонизм и существовал, он не был решающим фактором для создания
книг НЗ. *Гарнак справедливо подчеркивал, что Евангелия — это не «партийные манифесты»;
их нельзя отнести к к.-л. определенной группе. Штраус использовал «И.т.»м. для
того, чтобы представить почти все события земной жизни Христа как проекцию ветхозав.
мессианских чаяний. При этом критик сам оказался в плену предвзятой тенденции,
нарисовав картину мессианизма, весьма далекую от того, что известно по источникам.
Такого рода *гиперкритицизм не может опорочить сам «И.т.»м. Применение его с должной
осторожностью способно помочь в уяснении мн. смысловых оттенков Писания.
l Труды *Буткевича, еп.*Михаила (Лузина), *Муретова; G e n t h e, 1977, S.109,
117; *K r a u s, S.4; RGG, Bd.2, S.1241.
|