ИСТОРИЧЕСКИЙ ИИСУС
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
«ИСТОРИЧЕСКИЙ ИИСУС», термин, введенный рационалистич. историографией.
Формально он связан с изучением историч. данных об Иисусе
Христе и с *историко-литературной критикой свидетельств о Его
жизни, но сама идея «И.И.» заключает в себе отрицание Его как Богочеловека.
По словам *Борнкама, если для Церкви важно, кто Христос е с т ь,
то для исследователей «И.И.» важно, кем Он б ы л. Поиски «И.И.»
были с самого начала нацелены на интерпретацию жизни и личности
Христа исключительно в земном, человеческом плане. У родоначальника
этого подхода *Реймаруса (18 в.) Христос представлен как неудачливый
политич. вождь. В том же духе пытался описать Его *Вентурини (1800-02).
Для др. рационалистов, напр., *Паулюса (1828) и *Гегеля, Он не более
чем Учитель морали. Для доказательства своей теории эти авторы изощренно
перетолковывали рассказы о чудесных явлениях, пытаясь объяснить
их естеств. причинами. Конец подобным искусственным попыткам положил
труд *Штрауса «Жизнь Иисуса» (1835-36), к-рый признал, что сверхъестественное
неустранимо из евангельской истории. Но, будучи последователем гегельянства,
Штраус объявил все чудесное *мифом в смысле образного и несовершенного
выражения идеи. «И.И.» оказался в концепции Штрауса заурядным проповедником,
все значение Которого определила «идея Христа», возвышенный миф,
перенесенный последователями Иисуса на Его личность.
В 1863 вышла «Жизнь Иисуса» *Ренана, к-рый, хотя и признавал ценность
критич. методов Штрауса, однако не мог согласиться с его оценкой
«И.И.». Чутье историка подсказало ему, что христианство непостижимо
без огромного воздействия исключительной Личности. Какие бы *легенды
ни складывались вокруг Иисуса, доказывал Ренан, они лишь бледная
тень Великого Человека. Но поскольку по своим филос. взглядам Ренан
также оставался рационалистом, он попытался реконструировать характер
Иисуса с помощью историко-психологич. метода. В итоге получилось
лицо живое, но достаточно тривиальное. Ренановский «Иисус» не только
не соответствовал евангельскому, но едва ли мог бы стать основателем
мировой религии.
Вслед за этим последовала серия др. работ (*Кейма, *Газе, И.*Вейсса,
*Гольцмана Г.Ю.), к-рые в принципе не выходили за пределы, очерченные
рационалистами 18 в., Штраусом и Ренаном. Христа представляли ессейским
учителем, первым революционером, провозвестником «чистой религии»
без культа, проповедником морали, предтечей хасидизма, последним
пророком иудейства, «посвященным» эсотерич. школ Индии.
Субъективизм подобных изображений к концу 19 в. стал очевиден.
«Есть нечто трогательное, — писал в 1900 *Гарнак, — в этом стремлении
всех и каждого подойти к этому Иисусу Христу со стороны своей личности
и своих интересов, найти в Нем самого себя или получить хотя бы
некоторую долю в Нем — тут все снова повторяется драма, ареной к-рой
уже во втором веке был "гностицизм", драма, обусловленная борьбой
всевозможных направлений из-за обладания Христом». Однако Гарнак
поступил так же: снизил Евангелие до уровня упрощенного либерально-протестантского
богословия.
Еще в 1892 *Келер, а затем в 1906 *Швейцер А. в кн. «От Реймаруса
до Вреде» вынесли суровый приговор этим «поискам И.И.». Они показали
необоснованность всех построений «Жизни Иисуса», к-рые не удовлетворяли
элементарным требованиям историч. науки. В конце своей книги Швейцер
предложил и собств. интерпретацию евангельской истории. По поскольку
для него, как и для его предшественников, Христос был только Человеком,
он сконструировал еще один образ «И.И.», существенно не отличавшийся
от других, созданных ранее. По мнению Швейцера, Иисус ожидал скорого
наступления мирового переворота, к-рый приведет к торжеству Царства
Божьего. Эту веру Иисус почерпнул не только из *апокалиптической
литературы, но из собственного духа. Он верил, что Сам будет вознесен
и преображен; но поскольку Царство не наступило после проповеди
Крестителя и Его собственной проповеди, Он пошел навстречу смерти,
чтобы приблизить День Господень. «Осознав Себя грядущим Сыном Человеческим,
Он налегает на колесо истории, чтобы направить мир к этому последнему
перевороту, который должен привести обычную историю к концу. Оно
поворачивается — и сокрушает Его». Ставя, как и И.Вейсс, эсхатологию
в центр учения «И.И.», Швейцер считал ценным в нем лишь высокую
этику самоотверж. любви, и тем самым его «Иисус» оказался лишь новым
вариантом «Иисуса» Ренана.
Кризис поисков «И.И.» привел в 20 в. к трем исходам: 1) попытке
объявить Христа мифом (см. ст. Мифологическая теория); 2) сочетанию
христ. веры с признанием невозможности «найти подлинного Иисуса»
средствами историч. науки; 3) возврату к евангельскому пониманию
Христа. Время от времени продолжала возрождаться и старая идея «И.И.».
В более осторожной форме она получила развитие в т.н. *«новом поиске
исторического Иисуса», хотя сохранились и тенденции, тесно связанные
с традиционным рационализмом. Эти тенденции сходятся в одном: в
намерении истолковать мысли, слова и поступки Христа и события Его
жизни в плане чисто историческом. «Но не было, — замечает *Бердяев,
— и приближения к разгадке этой тайны, потому что рационализм изначально
отверг богочеловечество Иисуса Христа, соединение двух природ в
единой личности, т.е. единственный путь к разгадке этой тайны».
Ничто не может объяснить воздействия Иисуса Христа на мировую историю:
ни Его изречения, ни народные легенды, ни сотериологич. мифы. Антич.
мир знал и высокую мораль, и мудрость; он был богат легендами и
мифами. Ему не нужен был культ распятого иудейского Учителя. Но
Христос победил мир. И победа Его коренится не в истории или психологии,
а в высшем измерении, выходящем за пределы земного. Именно поэтому
для изучающих евангельские события нечто главное остается н е и
с п о в е д и м ы м, требующим благоговейного смирения, и именно
поэтому все попытки реконструировать Евангелие «по-земному» вели
к разноголосице безнадежно произвольных решений.
И все же поиски «И.И.» не были бесплодными. Благодаря им наши представления
о среде, в к-рой происходили еванг. события, стали значительно полнее.
Кроме того, усилия скептицизма подорвать достоверность Евангелий
привели к обратному результату. Если, как признал Швейцер, попытки
рационалистов реконструировать «И.И.» оказались тщетными, то, по
словам *Мелиоранского, для верующих «критическая работа над источниками
по биографии Христа дала следующий утешительный результат: кто в
своих метафизических взглядах не находит препятствий к отождествлению
евангельского Христа с историческим, тот может быть спокоен, что
таких препятствий нет и в объективно-научных данных... Евангельская
история — один из редких в науке примеров, когда историко-критическое
изучение упорно не идет навстречу скептическим представлениям и
взглядам... В результате самой тщательной, самой придирчивой критики
— такой критики, какой не подвергался ни один исторический источник
— оказалось, что с чисто объективной стороны наши евангелия и прочие
новозаветные книги суть прекрасные исторические источники».
l А д а м К., Иисус Христос, Брюссель, 1961; Б е р д я е в Н.А.,
Наука о религии и христ. апологетика, «Путь», 1927, № 6; *Б у л
г а к о в С.Н., Современное арианство, в кн.: Тихие думы, М., 1918;
то же, М., 1996; *Б у т к е в и ч Т.И., Жизнь Господа нашего Иисуса
Христа, СПб., 18872; *В а с и л и й (Д.И.Богдашевский), О Евангелиях
и еванг. истории, К., 19072; В и н о г р а д о в В.П., Иисус Христос
в понимании Ренана и Гарнака, Серг.Пос., 1908; Ж и л л э (Лев, иером.),
Иисус Назарянин: По данным истории, Париж, 1934; М е л и о р а н
с к и й Б., Христианство. — Христос, ЭСБЕ, т.37-а; *еп.М и х а и
л (Лузин), О Евангелиях и еванг. истории, М., 18702; архиеп.*М и
х а и л (Чуб), Христологич. проблемы в зап. богословии, БТ, 1968,
сб.4; М о р а в с к и й М., Религ.-филос. вечера, Серг.Пос, 1911;
*М у р е т о в М.Д., Протестантское богословие до появления Страусовой
«Жизни Иисуса», Серг.Пос., 1894; Н а в и л ь Э., Христос, СПб.,
19012; *Н и к о л а и П., Может ли совр. образов. мыслящий человек
верить в Божество Иисуса Христа? Прага, 19233; *П о с н о в М.Э.,
О личности Основателя христ. Церкви, СПб., 1910; С о б о л е в М.И.,
Краткий обзор новейших отрицат. воззрений на лицо и дело Господа
нашего Иисуса Христа и изложение истинного взгляда на Его служение,
М., 1905; *Ш а ф ф Ф., Иисус Христос — чудо истории, СПб., 19064;
B o w d e n J., Jesus of History, — A Dictionary of Christian Theology,
Phil., 1964; ibid, Der historische Jesus und der kerygmatische Christus,
Heidelberg, 1959; *E b e l i n g G., The Question of Historical
Jesus as Problem of Christology, — Word and Faith, 1963; G e n t
h e, 1977; G r e s h P., Jesus Christ in History and Kerygma, NCCS,
p.822-37; H a r v e y A., Jesus and the Constraints of History,
Phil., 1982; H o w a r d W., The Romance of New Testament Scholarship,
L., 1949; K s e l m a n J.S., Modern New Testament Criticism, JBC,
v.2, p.7-20; *L № o n - D u f o
u r X., Les Evangiles еt l’histoire de J№sus, P., 1963 (англ. пер.:
The Gospels and the Jesus of History, N.Y., 1967); M c A r t u r
H.K., The Quest through the Centuries, Phil., 1966; N e i l l S.,
The Interpretation of the New Testament, 1861-1961, L., N.Y., 1966;
S c h w e i t z e r A., GLJF; см. также ст.: Евангелия; Социальные
интерпретации Библии; Христология Нового Завета.
|