ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ БИБЛИИ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - Библия.
ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ БИБЛИИ стали появляться вскоре после юридического
признания христианства при Константине Великом. В художеств. отношении рисунки
к этим первым И.и.Б. генетически связаны с антич. искусством книжной иллюстрации.
В дальнейшем И.и.Б. создавались на протяжении всей истории христианства.
Византийские И.и.Б. Возникновение И.и.Б. шло параллельно с исчезновением *свитков
и заменой их *кодексами. Однако сохранился свиток Ис Нав 10 в. с илл., к-рый является
копией с оригинала 5 в. Влияние античного искусства сказалось в этой книге введением
аллегорич. фигур богини Иерихона и т.д. К 6 в. относится иллюстрир. Кн.Бытия,
миниатюры к-рой отличаются живописностью и экспрессией. Вообще искусство миниатюры
было меньше ограничено канонами, чем *иконопись, и в ней допускались различные
«вольности». И.и.Б. стоили дорого и обычно употреблялись при дворах, в богатых
м-рях и соборных храмах. Чаще всего с иллюстрациями делались списки Псалтири,
Евангелия и Апокалипсиса. Существует три основных типа И.и.Б.: 1) украшенные орнаментом
и изображениями свящ. писателей (царя Давида, апостолов), 2) с рисунками в тексте
и 3) с рисунками на полях. К первому типу относится, напр., минускульное Евангелие
11 в. (Гос. библиотека им.Салтыкова-Щедрина, N 801, см. ст. Минускулы). Иллюстрации
в тексте нередко помещались внутри и н и ц и а л о в, заглавных букв. Примером
второго типа изд. служит манускрипт НЗ из Константинополя 1072, а третий тип представлен
знаменитой «Хлудовской» Псалтирью (9 в.), созданной, вероятно, в Студийском монастыре.
Ее миниатюры не только поясняют текст псалмов, но и включают сюжеты из церк. истории
(в т.ч. события времен иконоборчества). В нек-рых визант. кодексах, кроме рисунков,
на полях имелись и миниатюры на отд. листах (Евангелие сер. 15 в., СПб., № 118).
Аналогичные И.и.Б. создавались также в Армении и Грузии (в т.ч. Эчмиадзинское
Евангелие 10 в. и Джручские Четвероевангелия 9 и 12 вв.).
Древнерусские И.и.Б. Однойм из древнейших рус. *лицевых рукописей Библии является
*Остромирово Евангелие (1057) с его богатым орнаментом и изображениями апостолов.
Позднее появляются рукописи с рисунками на полях. К ним относится лицевая Киевская
Псалтирь 1397. Иллюстрации к ней выполнены с мастерством и творческой изобретательностью,
не уступающими мастерству визант. изографов. Тематика миниатюр столь же разнообразна,
как и в кодексах Византии. Это и рисунки из жизни царя-псалмопевца, и аллегорич.
сцены, толкующие текст, и еванг. исполнения пророчеств Псалтири, и фигуры святых.
Так, ст.9 псалма 31 сопровождает рисунок коня и лошака, Пс 32:1 — изображение
мучеников Гурия, Самона и Авива, а Пс 113:3 — изображение Крещения Господня. В
конце книги приложены *песнь Мариам, *песнь Моисея и др. библ. гимны с соответствующими
миниатюрами (переход через Чермное море, молящийся Моисей и т.д.).
С появлением на Руси книгопечатания обычай иллюстрировать свящ. книги не исчез.
Напротив, первые же печатные изд. *Федорова и *Скорины были украшены орнаментом
и изображениями евангелистов. Скорина прямо доказывал необходимость И.и.Б. для
«лучшего разумения» Слова Божьего.
Средневековая библейская миниатюра на Западе. Издания Библии в период раннего
Средневековья обнаруживают влияние Византии, но в них сказываются и местные, в
т.ч. кельтские народные мотивы. Таковы Евангелия из Кельса (8 в.), Утрехтская
Псалтирь и Евангелие Эбо (9 в.). Причудливый декоративный стиль оформления книг
делал их празднично-нарядными. Нередко художники с особой тщательностью и фантазией
изображали 4-х животных, к-рых было принято помещать рядом с евангелистами. Сюжетные
композиции украшают еванг. *антологию Генриха II (11 в.). Мастера готического
стиля предпочитали помещать миниатюры в инициалах. Эти небольшие рисунки внутри
букв, так же как в Византии и на Руси, иллюстрировали жизнь Давида, свящ. историю,
историю Церкви.
Особый род И.и.Б. представляли собой т.н. *«Библии бедняков». Ради удешевления
рукописи они содержали лишь избранные места Писания. Сохранилось более 700 манускриптов
таких Библий. Выходили они и после изобретения книгопечатания (в виде «гравированных
книг»).
С эпохи Реформации по 18 в. Отказавшись от храмовых изображений, Реформация
косвенно способствовала широкому распространению И.и.Б. Фактически почти все выходившие
в этот период книги Свящ. Писания снабжались иллюстрациями. С гравюрами выходили
Библия *Лютера, *Женевская и Библия *Кавердейла 16 в. Иллюстрировали Библию Л.Кранах,
*Дюрер и *Гольбейн. Первое изд. англ. *Авторизованного перевода Библии и католич.
*Вульгаты 1592 вышли с иллюстрациями. В 1607 в Италии была издана «Рафаэлевская
Библия» с гравюрами по фрескам из свящ. истории, к-рыми ученики Рафаэля расписали
лоджии Ватикана. В 17 в. увидели свет иллюстрир. «Свящ. История» (1627) и Библия
*Пискатора (1650), вдохновившая рус. художников, расписывавших храм Св.Троицы
в Никитниках (Москва, 17 в.). Отметим также голл. Библию Данкерса (1700) и англ.
Библию Флитвуда (1706).
И.и.Б. в 19 и 20 вв. В этот период И.и.Б. печатались в 3-х вариантах. 1) Библии
с видами св. мест и копиями археологич. памятников (гравюры, а позднее фото).
Первый пример такого издания: 7-томная англ. Библия 1801, а последний — Библия,
выпущенная Ватиканской газетой «Оссерваторе романо» (1966). 2) Библии, иллюстрир.
произведениями великих мастеров (преимущ. времен Ренессанса и Реформации). 3)
Библии с оригинальными рисунками одного или неск. новых художников. Среди них
нем. «Роскошная семейная Библия» (1830), выпущенная тиражом в 1 млн экз., Библии
с рисунками Оливье (1834) и Овербека (1841). Своеобразным мистицизмом проникнуты
библ. рисунки англ. художника и поэта Уильяма Блейка (1757-1827), чьи илл. к Кн.Иова
признаны лучшими в мировом искусстве. Международную известность получили И.и.Б.
с рисунками нем. художника *Шнорра и франц. художника *Доре. Меньшей популярностью
пользовались илл. к Писанию англ. художников П.Харди и У.Хоула. Из рус. художников
как иллюстраторы Библии особенно известны А.А.Агин (1817-75), создавший цикл рисунков
к ВЗ и В.А.Фаворский (1886-1964), автор иллюстраций к Кн.Руфи (1925). За последние
десятилетия появились Библии, иллюстрир. фотоэтюдами природы, людей, совр. жизни.
Специфич. жанр представляют собой т.н. библ. *комиксы с упрощенным текстом и массой
цветных рисунков.
Кроме указанных 3-х вариантов И.и.Б., возник и обобщающий, к-рый сочетает репродукции
с великих произведений искусства, фотографии историч. мест и памятников с рисунками.
Такой разноплановый подбор требует духовного чутья и тонкого художеств. вкуса.
В качестве неудачного примера такого синтеза можно привести нем. издание Библии
1913, где хорошие фотографии и репродукции соседствуют с посредственными иллюстрациями.
Лучшим образцом такого И.и.Б. можно признать издание, выходившее под ред. А.Фроссара
отдельными выпусками («En ce temps-l…, la Bible», 1969; англ. изд. 1970).
l А м и р а н а ш в и л и Ш.Я., Грузинская миниатюра, М., 1966; архим.А м ф
и л о х и й, О славянской Псалтири XIII-XIV в. Библиотеки А.И.Хлудова, «Древности.
Труды Моск. археологич. об-ва», 1870, т.3, вып.1; е г о ж е, О миниатюрах и украшениях
в греч. рукописях, М., 1870; Библия в картинах, ПБЭ, т.2, с.545-49; В з д о р
н о в Г.И., Исследование о Киевской Псалтири, М., 1978, приложение: «Киевская
Псалтирь 1397 г.»; Г а р т л а у б, Гюстав Доре, Л., 1935; Книговедение. Энциклопедич.
словарь, М., 1982; К р и с т е л л е р П., История европ. гравюры XV-XVIII века,
М., 1939; К у з ь м и н с к и й К.С., Художник-иллюстратор А.А.Агин, его жизнь
и творчество, М.-Пг., 1923; Л и х а ч е в а В.Д., Визант. миниатюра, М., 1977;
М о к р е ц о в а И.П., Р о м а н о в а В.Л., Французская книжная миниатюра XIII
в. в советских собраниях, 1200-1270, М., 1983; и х ж е, Французская книжная миниатюра
XIII в. в советских собраниях, 1270-1300, М., 1984; Н а з а р е в с к и й А.В.,
Библия иллюстрированная, НЭС, т.6, с.566-67; П а й к о в а А.В., Четвероевангелие
Раввулы (VI в.) как источник истории раннехрист. искусства, ППС, Вып.29 (92),
Л., 1987; С в и р и н А.Н., Миниатюра Древней Армении, М.-Л., 1939; е г о ж е,
Древнерус. миниатюра, М., 1950; е г о ж е, Искусство книги Древней Руси XI-XVII
вв. М., 1964; B l a n d D., A History of Book Illustration, Cleveland, 1958; R
u n m a r k B., The Task of Bible Illustration, «Bulletin of the United Bible
Societies», 1956, № 28; W e g n e r H., Biblii Ilustracja, Enc.Kat., 1976, t.2,
s.456-64.
|