ГОМИЛЕТИЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА
См. риторика.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ГОМИЛЕТИЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА (греч. омилиа — беседа, проповедь), толкование Библии
в форме церк. проповеди (преимущ. храмовой).
Начало Г. э. восходит к ветхозав. временам. Проповедь на тему Писания как часть
богослужебного, молитвенного собрания впервые появилась в синагогальной практике.
К Г. э. прибегал Христос Спаситель (см. Его проповедь в назаретской *синагоге
на текст Ис 61:1,2 — Лк 4:16-30). Элементы Г. э. содержала и апостольская *керигма
(см., напр., Деян 13:14-41). Первохрист. миссионеры стремились в первую очередь
показать, как в жизни и искупительной тайне Христа исполнились обетования ВЗ.
«Золотым веком» Г. э. был *святоотеч. период. В это время Писание толковалось
не только за богослужением, но и при подготовке новоначальных к таинству крещения.
Мн. образцы Г. э. являются записями таких бесед (напр., «Шестоднев» свт. *Василия
Великого). Проповеднич. искусство отцов Церкви учитывало лучшие достижения антич.
риторики (в частн., жанра диатрибы). Классич. образцами Г. э. считаются гомилии
свт. *Иоанна Златоуста, свт. *Амвросия Медиоланского, блж. *Августина, свт. *Григория
Великого.
Наследие святоотеч. периода было воспринято и развито в средине века. Осн.
акцент в ср.-век. Г. э. делался на нравств. учении Библии. Однако мн. проповедники
в своих толкованиях касались богосл. и мистич. тем (свт. Григорий Палама и *Экхарт).
Нередко библ. темы актуализировались, и через них освещались события того времени
(«Слово о Законе и Благодати» митр. *Илариона, проповеди Бернара Клервоского,
Антония Падуанского, Бонавентуры, *Савонаролы).
В истории Г. э. особую роль сыграла Реформация, к-рая сосредоточила проповедь
почти исключительно на библ. темах. Для Лютера проповедь была неотделима от Библии,
она была проводником Слова Божьего как вести о спасении. Начиная с Лютера протестантизм
дал целую плеяду проповедников, к-рые оставили богатое наследство Г. э.
В новое время Г. э. продолжала интенсивно развиваться. В России самыми известными
проповедниками-толкователями были: митр. *Платон (Левшин); митр. *Филарет
(Дроздов), наполнявший свои проповеди высоким богосл. содержанием; архиеп. *Иннокентий
(Борисов), Г. э. к-рого отличалась эмоциональной напряженностью; еп. *Виталий
(Гречулевич), архиеп. *Иларион (Троицкий) и др. Можно сказать, что значит. доля
проповеднич. трудов в России была тесно связана с темами Писания. Среди католич.
представителей Г. э. крупнейшими были епископы *Боссюэ, Ф.Фенелон, Ж.Массильон
и Ф.Дюпанлу, кард. Ньюмен. Из протестантских проповедников следует указать основателя
методизма Дж.Уэсли (1703-91), *Шлейермахера, *Берсье, *Фаррара, «короля проповедников»
*Сперджена, Дж.Мотта (1865-1955) и одного из популярнейших христ. ораторов нашего
времени Билли Грэма (р. 1918).
Г. э. во многом зависит от других форм экзегезы, донося до слушателей то, что
разработано в трудах библеистов. По существу, Г. э. есть завершающаяся фаза всего
экзегетич. процесса, т. к. конечная цель всякого толкования есть раскрытие смысла
Слова Божьего.
l Митр.А н т о н и й (В а д к о в с к и й), Из истории христ. проповеди,
СПб., 1892; Б а р с о в Н.И., История первобытной христианской проповеди
(до IV в.), СПб., 1885; е г о ж е, Из истории христ. проповеди в IV в.,
вып.1-3, Харьков, 1886-95; Б.К., Из истории проповеди, БВс, 1977, № 5; Д
ю п а н л у Ф., Беседы о проповедничестве как о пастырском служении, пер.
с франц., СПб., 1899; К а т а е в Н., Очерк истории рус. церк. проповеди,
Одесса, 1874; *П е в н и ц к и й В., Из
истории гомилетики, кн.1-2, К., 1895-99; прот.П о т о р ж и н с к и й
М.А., История рус. церк. проповеди, К., 1891; Baker’s Dictionary of Practical
Theology, еd. by R.G.Turnbull, Grand Rapids, 1967.
|