ЕССЕИ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЕССЕИ, или ЭССЕНЫ (возможно, от арам. хасайя — благочестивые),
иудейская секта *междузаветного и новозав. времени. В отличие от
других *течений (фарисеев, саддукеев, зелотов) Е. в НЗ не упоминаются.
До сер. 20 в. о них можно было судить лишь по данным антич. писателей.
Согласно *Филону Александрийскому, *Иосифу Флавию, Плинию Старшему
и свт. *Ипполиту Римскому, Е. жили сплоченными общинами у берегов
Мертвого моря, а также в нек-рых городах и селах Иудеи. Большая
часть их оставалась безбрачной, хотя полностью брак не отрицался.
У Е. не было рабов, имущество считалось достоянием всех членов поселения.
Совместный труд, молитвенные трапезы, постоянное изучение Писания,
строгий отбор при приеме новых членов — все это придавало ессейскому
движению монашеский характер. Е. не приносили жертв в Храме, чуждались
мирских обычаев и роскоши. Иосиф Флавий изображает их стилизованно,
уподобляя их пифагорейским братствам. Историк пишет: «Они отвергают
наслаждения, считая их злом, а к добродетели относят воздержание
и способность не поддаваться страстям». Общины пополняли люди, «уставшие
от жизни» (Плиний), а также подростки, к-рых Е. брали на воспитание.
Филон определяет число Е. в 4 тыс. человек. Эта странная секта вызывала
мн. догадок у историков, т. к. ее правила (в т. ч. безбрачие) отличались
от традиций *иудейства. Еще рационалисты 18 в., а за ними *Ренан
усматривали тесную генетич. зависимость христианства от ессейства.
После открытий *кумранских текстов большинство ученых отождествили
Е. с членами кумранских общин, т. о., появилась возможность узнать
о секте из ее собств. документов. Ознакомление с подлинными рукописями
Е. показало, насколько далеко было их учение от Евангелия, но при
этом выяснились и точки соприкосновения между этим течением и Церковью.
n Иудейские, антич. и раннехрист. свидетельства о Е. собраны и
переведены: ТК, вып.1. Об одной из ветвей ессейского движения —
терапевтах (Египет) — сообщается в кн. Филона Александрийского «О
жизни созерцательной», С м и р н о в Н.П., Терапевты и сочинение
Филона Иудея «О жизни созерцательной», К., 1909.
l З у с м а н А., Ессеи, М., 1913; [*К е й л ь К.Ф.], Ессеи, ВЧ,
1875, № 5; прот.*Л е б е д е в П., Е. и терапевты, «Дух христианина»,
1861/62, № 4; 1862/63, № 5; 1863/64, № 3; 1865, № 4; ПБЭ, т.5, с.498-501;
С м и р н о в А., Об Е. и их отношении к христианству, М., 1868;
Ч е м е н а К.А., Происхождение и сущность ессейства, Черкассы,
1894; е г о ж е, Совр. состояние вопроса о происхождении и сущности
ессейства, БВ, 1895, № 11;
Все эти труды написаны до того, как были найдены кумранские рукописи.
Из новых материалов см. Чарльзуорт, 1998.
См. Евангелие ессеев |