ДОСИНОПТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ДОСИНОПТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ, условное обозначение тех письменных евангельских
*источников и преданий, к-рые хронологически предшествовали *синоптикам.
Эту Д. т. имеет в виду ап. Павел, когда приводит краткое сказание о воскресшем
Господе (1 Кор 15:3-7). Ев. Лука говорит о «многих», к-рые «начали составлять
повествования» о жизни и учении Христа в соответствии с преданием «очевидцев и
служителей Слова» (Лк 1:1-2). И сама логика вещей наводит на мысль о существовании
Д. т. Господь Иисус проповедовал устно, как затем и Его первые апостолы. Записывать
речи учителя в иудейской среде того времени было не принято, их заучивали наизусть.
Только отд. афоризмы сохранялись в письменной форме. Так, напр., возникла книга
«Пирке-Авот» («Изречения отцов»). Нечто подобное должно было произойти и в период
апостольской проповеди. Первыми записями, скорее всего, были *логии Христа Спасителя.
Согласно *Папию, их составил ап. Матфей на евр. (или *арам.) языке. Это подтверждается
семитической основой изречений Христа в Евангелиях. Речитативный характер мн.
частей Евангелия связан, видимо, с тем, что устойчивая форма Д. т. закреплялась
и оттачивалась во время богослужебных собраний. «Основное в речитативе, — писал
архим. *Лев (Жилле), — являлось неизменным ядром, обеспеченным от уклонения рамками
ритма. Возможно, следовательно, что евангельские тексты воспроизводят во всей
подлинной чистоте предание первой общины». За 30 с небольшим лет, к-рые протекли
от Пятидесятницы до появления первого синоптич. Евангелия, Д. т. успела сформироваться
как стройное целое, хотя и составленное из отд. речений и рассказов. Т. о., три
фазы передачи благовестия (проповедь Христа, проповедь первых апостолов и канонич.
Евангелия) составляют единый поток апостольского *Предания. «Многие исследователи,
— отмечает нем. католич. богослов Адам, — идут еще дальше и полагают, что "Источник
речей", т.е. по-арамейски написанный основной текст Матфея, был составлен еще
при жизни Иисуса, так как в нем, по-видимому, еще не упоминалась история страданий
Господа и все говорит за то, что уже Павел знал и использовал этот источник. С
того времени, как *Литтманн Э. установил, что арамейский первоначальный текст
молитвы "Отче наш" построен четырехстопными стихами с рифмами на конце, представляется
весьма вероятным, что эта ритмическая форма была выработана Самим Иисусом».
*«Истории форм» школа ставила своей задачей обнаружить в Евангелиях следы Д.
т., однако наиболее спорным в трудах представителей этой школы является попытка
связать Д. т. не с проповедью Христа и первых апостолов, а с обстоятельствами
жизни Общины второго поколения.
l Иером.Л е в (Жилле), В поисках первоначал. евангел. предания, «Путь», 1932,
№ 36; C a r m i g n a c J., La naissance des Еvangiles synoptiques, P.,
1984; см. также ст.: Бультманн; Евангелия; «Истории форм» школа; Передача Слова
Божьего; Предание.
|