ДИАСПОРА
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ДИАСПОРА (греч. diasporЈ — рассеяние), пребывание части народа вне страны
его происхождения. Применительно к Свящ. Писанию термин обозначает ветхозав.
общины, рассеянные в языч. землях (Иер 25:34; 2 Макк 1:27; Ин 7:35; Иак 1:1).
В отличие от поселений того или иного народа на завоеванной территории Д. возникала
в результате эмиграции, порой вынужденной, а порой добровольной. В библ. времена
второй тип эмиграции был характерен для трех народов: финикийцев, греков и иудеев.
Их страны занимали небольшую площадь и обладали скудными природными ресурсами;
это побуждало людей эмигрировать, причем первыми эмигрантами чаще всего оказывались
купцы. Финикийцы основывали свои торговые колонии по всему Средиземноморью,
от Карфагена до Испании; греч. очаги, к-рые стали возникать ок. 7-6 вв. до н.э.,
были разбросаны от Атлантики и побережья Черного моря до Средней Азии и Индии;
иудейская Д. шла в основном по путям, проложенным греками. Во всех трех случаях
колонисты сохраняли свою религию и культуру.
В ВЗ факт существования Д. понимался как наказание и вразумление за грехи народа.
При этом выражалась надежда, что после покаяния Бог соберет рассеянных (Иер
31:10). Действительно, начало иудейской Д. не было добровольным: основу ее составили
люди, к-рых Навуходоносор депортировал в Вавилон в 597 и 587/586 до н.э.; кроме
того, часть иудеев бежала в Египет. Всего в эти годы Иудею покинуло ок. 50 тыс.
человек. После эдикта Кира, разрешившего им вернуться на родину (538 до н.э.),
многие остались в Вавилоне. Египетская Д. особенно возросла в эллинистич. период.
Самая большая колония иудеев находилась в Александрии. В эпоху господства Рима
они расселились фактически по всем центрам империи, получив от правительства
статус самоуправляемых общин. По мнению исследователей, к нач. 1 в. н.э. численность
Д. значительно превышала численность жителей Палестины.
В религ. и культурном плане Д. дала четыре важных результата: 1. Она способствовала
распространению веры в Единого Бога среди язычников и создала различ. формы
прозелитизма. 2. Соприкасаясь с эллинской культурой, иудеи сделали первые попытки
филос. обоснования и осмысления библ. веры (*Филон Александрийский и *александрийская
школа). 3. В Д. Свящ. Писание впервые было переведено на греч. язык, к-рый понимали
во всем цивилизованном мире (*Септуагинта). 4. Общины рассеяния были первыми
опорными пунктами для проповеди ап. Павла и других провозвестников Евангелия.
Значительную часть новообращенных в 40-60-х составляли прозелиты.
В христ. богословии Д. рассматривается как прообраз Церкви Христовой, находящейся
в рассеянии среди нехрист. мира.
l М а р г о л и н М.М., Вавилон, Иерусалим, Александрия, Пб., 1923; М
е л и х о в В.А., Иудеи в Римской истории по исслед. Э.Ренана, Харьков,
1912; (М и б и х о в: псевд.) Х а ш к и М.Я., История евр. народа от вавилонского
пленения до эпохи первых танаев, СПб., 1901; *Р ы б и н с к и й В.П.,
Религ. влияние иудеев на языч. мир в конце ветхозав. и в начале новозав. истории
и прозелиты иудейства, К., 1898; С е м е н о в И.И., Иудеи и греко-римский
мир во втором веке христ. эры, «Уч. зап. Моск. ун-та» (отд. ист.-филологич.),
т.34, М., 1905; *С т р у в е В.В., Упоминание иудеев в ранней эллинистич.
лит-ре, «Записки Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР», Л., 1927,
т.2, вып.2; С у в а л ь с к и й З.С., Римская империя и евреи, СПб., 1903;
*Т е р н о в с к и й С.А., Иудеи рассеяния и их религ. пропаганда, ПС,
1881, № 2; The Jewish People in the First Century, еd. by S.Safrai and M. Stern,
v.1-2, Assen, 1974-76. См. также труды *Буткевича, *Гольцмана O., *Поснова,
*Ренана, *Шюрера и библиогр. к ст. Второго Храма период.
|