АВТОРСТВО
Фуко о принципе автора, 1969;
Аверинцев, 1994.
Авторские права.
АВТОРСТВО В БИБЛЕЙСКОМ МИРЕ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
АВТОРСТВО В БИБЛЕЙСКОМ МИРЕ. Если в античности сравнительно рано
стало заявлять о себе л и ч н о е творчество поэтов и писателей,
претендовавших выразить собственные мысли, то на Востоке это явление
редкое. Подобно древним иконописцам, вавилонские, египетские или
ханаанские писцы считали себя не создателями нового, а выразителями
традиции. Поэтому в памятниках Древнего Востока мы чаще встречаем
имена переписчиков, чем настоящих авторов. В значит. мере это относится
и к Библии, сложившейся в рамках древневост. цивилизации. «Приписывание
отдельных библейских книг определенным авторам во многих случаях
надо понимать не в нашем, а в восточном смысле. Восток не знал литературной
собственности; индивидуальность творчества и авторов почти в современном
смысле с достаточной ясностью проявляется лишь в книгах пророков»
(*Тураев Б.А., «История Древнего Востока», Л., 1935, т. 1, с. 7).
Однако для установления *канона библ. книг эту особенность надо
тесно связывать с тем, что людям предлагается не «сочинение» того
или иного человека, а Слово Божье. «Каждое слово Библии говорится
всякий раз внутри непосредственно-жизненного общения говорящего
со своим Богом и себе подобными... Поэтому это слово — принципиально
н е а в т о р с к о е (Разр. наша — А.М.) слово» (*Аверинцев С.С.,
«Греческая "литература" и ближневосточная "словесность"», М., 1971,
с. 213). Церковь избирала книги в канон не по именам авторов: нек-рые
анонимные книги были канонизированы (Руф, Иов, Ис Нав, Цар 1-4),
а немало таких, к-рые имели в заглавии авторитетные имена (Еноха,
Ноя, Авраама, Варуха, Ездры, Соломона), но были отнесены к *неканоническим
и *апокрифам.
Религиозный «авторитет священных книг... зависит отнюдь не от исторической
точности надписания их автора, но от церковной оценки с о д е р
ж а н и я (разр. наша — А.М.) этой книги, выражающейся в признании
ее каноничности и опирающейся на ее содержание» (*Булгаков С.Н.,
«Два града», т.2, с.53).
Однако для новозав. книг, к-рые посвящены событиям жизни Христа
Спасителя и апостолов, авторство имеет более важное значение, ибо
оно связано с достоверностью т е х ф а к т о в, на к-рых зиждется
Церковь.
l M e a d e D.G., Pseudonymity and Canon, Grand Rapids, 1987.
|