Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ОСЁЛ

Символика О. Фрейденберг, 1930. Онолатрия - обвинение христиан в поклонении ослу. И наказание за сексуальные преступления, Тогоева, 2006. Она же: Вольтер, Жанна д'Арк и осел. К истории одного мотива.

1303 год: осел как символ свободы.

Осел [евр. хамор, ослица - атон; греч. онос]: 1) О. (Equus asinus) с древних времен известен как вьючное животное. Из ВЗ известно, что О. владели Авраам (Быт 12:16; 22:3) и Иаков (Быт 30:43). На О. ездили верхом (Исх 4:20; Нав 15:18; 1Цар 25:20), их использовали как вьючных (Быт 42:26; 1Цар 25:18; ср. Быт 49:14) и упряжных животных (Втор 22:10; Ис 30:6), причем запрещалось запрягать О. вместе с волами. Как ездовых животных, О. использовали воины (1Цар 16:20) и лица, занимавшие высокое положение в обществе (Суд 5:10; 10:4; 12:14; ср. Быт 49:11; Зах 9:9). Если царь призывал молодых воинов с их ослами (1Цар 8:16), это воспринималось как тяжелая повинность; 2) О. - нечистое животное, поэтому его мясо можно было употреблять в пищу только в случае крайней нужды. Так, во время голода при осаде Самарии (4Цар 6:25) ослиная голова продавалась за неслыханную сумму в 80 сиклей серебра (-> Деньги). В то время как первенцев других нечистых животных можно было выкупить за деньги или продать (Лев 27:27; Чис 18:15 и след.), первенца О. разрешалось заменить только агнцем (т.е. обменять на другую жизнь), в противном случае первенцу надлежало "сломать шею" (так в МТ - Исх 13:13; 34:20; см. также Втор 21:4,6; Ис 66:3); 3) известно, что у аморреев существовал обычай, описанный в док-тах архива Мари, при заключении договора приносить в жертву О. (-> Ваал-Вериф); 4) Иисус вступил в Иерусалим, "сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной" (Мф 21:5). В этом исполнилось пророчество Захарии (Зах 9:9) и отразилось значение Иисуса как царя, возвещающего народам мир, - образ, совершенно не соответств. земным представлениям и ожиданиям Его учеников и народа (Лк 24:21; Деян 1:6); 5) наряду с домашними О. в Библии упоминаются и два вида диких О.: а) евр. слово пэрэ, переданное в Синод. пер. как "дикий осел" (Иов 24:5; Пс 103:11; Ис 32:14; Иер 14:6), видимо, подразумевает онагра (Asinus onager), очень быстрого и пугливого дикого О., отдельные особи к-рого встречаются в пустыне Сахаре и в Аравии; б) евр. слово арод встречается лишь в Иов 39:5 (Синод. пер. - "онагр") и в Дан 5:21; вероятно, им назван сир. дикий О. (Asinus hemippus), обитающий в горах Армении, в Месопотамии, Сирии и на севере Палестины.

ОСЁЛ и осел м. осил, силок; накидная петля, аркан, от осилить, совладать, поймать. ОСЁЛ м. животное конского рода, Еquus asinus, ишак. | *Глупый, ленивый человек. Ослова прыть. Ослий, ослиный розум. Ослячьи уши. Осла знать по ушам, медведя по когтям, а дурака по речам. Осел на осле, дурак на дураке. Осла с волком не четают. Здесь прежде жили царские послы, а ныне мы ослы (о посольском подворье в Москве). Родился, не крестился; умер, не спасся, а Христа носил (осел). Ослик м. умалит. | Насекомое мокрица, сороконожка. Ослица ж. ослятица церк. осля кобыла, самка осла. Ослицын жеребенок, осля ср. и осленок м. Осленочий ошейник. Ослятник, -ница, погоншик, либо пастух ослячий, ослопас м. Ослина, увелич. ослища, но более бранно, дурень, скотина. Ослиник, растен. Onagra oenothera. Ословенник, растенье OnasmaО. Осляк м. дикий осел, Еquus asinus ferus; см. также кулан и джигитай. | Осляк или мул, от конского жеребца и ослицы; лошак, полуконь, от ослячьего жеребца и конской кобылы. Ослятина ж. ослячье мясо, либо шкура.

ОСЛИНЫЙ, ослица, ослий и пр. см. осел.

Ист.: Даль, 1880.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова