ДВУХ ИСТОЧНИКОВ ТЕОРИЯ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ДВУХ ИСТОЧНИКОВ ТЕОРИЯ — одна из наиболее распространенных теорий о происхождении
*синоптических Евангелий и
об их *источниках. Еще блж. *Августин отметил многочисл., подчас буквальные совпадения
у первых трех евангелистов и объяснил это взаимозависимостью свящ. авторов друг
от друга. Впоследствии экзегеты предпочли искать др. решение вопроса. Было отмечено,
что Мк почти целиком входит в Мф и во многом отражен в Лк (ок. 630 стихов из 675).
Кроме того, Мк представлялся более «непосредственным». В Мф мн. тексты Мк даны
в более полном виде. Из этого сделали вывод, что Мк был первоисточником для Мф
и Лк. Но у первого и третьего евангелистов есть много такого, чего нет в Мк (иногда
общего для обоих, иногда независимого). В 1832 *Шлейермахер предположил, что авторы
Мф и Лк пользовались вторым (кроме Мк) источником, логиями Христовыми (усл. обозначение
Q, от нем. Quelle — источник). Следовательно, происхождение синоптиков могло иметь
такой вид: Рис, схема.
Наиболее тщательно Д.и.т. была обоснована *Хольцманном Г. С различными модификациями
она сохранила свое влияние до наших дней. Однако при кажущейся простоте Д.и.т.
встречает ряд трудностей, что вызывает к жизни др. гипотезы (см. ст.: Четырех
источников Евангелий теория; Синоптическая проблема, раздел 2д).
l Евангелия, НЭС, т.17; *Ж е б е л е в С.А., Евангелия канонические и
апокрифические, Пг., 1919; *М е р е ж к о в с к и й Д.С., Иисус Неизвестный,
Белград, 1931, т.1; *Т р о и ц к и й Н.И., О происхождении первых трех канонич.
Евангелий, Кострома, 1878; F e i h e P. und B e h m J., Einleitung
in das Neue Testament, Heidelberg, 196514; JBC, v.2, p.40; RFIB, v.2; RGG, Bd.2,
S.754. См. Синоптическая проблема. |