ГАЛИЛЕЯ
Cм. текстология Нового Завета.
1.История и география.
2.Общество и религия.
3.Иисус и Галилея.
1. История и география
Первоначально древнееврейское название haggalil, повидимому,
обозначало район в окрестностях Кедеса (Кедеша) к северо-западу от озера Хула
(Ис Нав 21:32; 1 Пар 6:61). Впоследствии оно относилось ко всем землям колена
Неффалимова, включая восточную часть земель колена Асирова и северную -
Завулонова и Иссахарова. Падение Северного (Израильского) царства (722-721 до
н.э.) привело к гибели и изгнанию еврейского населения и появлению в стране
язычников-чужеземцев (4 Цар 17:6; Тов 1:2); так родилось выражение «область
язычников» (galil haggoyim) (Ис 9:1). Во время восстания Маккавеев многие
из остававшихся евреев были переселены в Иудею (1 Макк 5:23). Хасмонейский царь
Аристовул (Аристобул) I завоевал Г. (теперь она носила греческое название Galilaia) в 104-103 до н.э., вследствие чего еврейское население там
увеличилось в несколько раз. Язычников он принудил обратиться в иудаизм* (Иосиф
Флавий, Древности, 13.11.3 §318-19). При Ироде Великом (40-4 до н.э.) и
его сыне Ироде Антипе, который правил до 39 н.э., Г. переживала период расцвета (см. Ирода династия). После недолгого правления Ирода Агриппы I (41-44
н.э.) она оказалась под прямым управлением римлян (см. Рим).
Несостоятельность прокураторов привела к росту влияния зелотов -
националистического революционного движения (см. Революционные движения).
Наконец, разразилась Иудейская война (66 г. н.э.), которая в Г. закончилась в 68
г. Лишь после падения Иерусалима (70 г.; см. Разрушение Иерусалима) Г.
(Тивериада) стала центром раввинистического обучения (см. Раввинистические предания и тексты).
Во времена Иисуса Христа границы Г. проходили следующим образом
(Иосиф Флавий, Война, 3.3.1 §35-39): южной границей был северный край
долины Изреельской; восточной границей - река Иордан от озера Хула до
Галилейского моря; северной границей -Гишала (возможно, место рождения родителей
ап. Павла; см. Иероним, О знаменитых мужах, Ш.5). Эти границы заключали в
себе территорию примерно 40 км в диаметре. Любого места можно было достичь не
более чем за два дня пути. Географически Г. делится на три области. Нижняя Г. на
юге представляет собой холмистую местность с редкими равнинами. Верхняя Г. на
севере находится на высоте 1200 м над уровнем моря; в новозаветные времена она
была покрыта лесами и в некоторых местах непроходима. Долина Иордана и
Галилейское море расположены примерно на 200 м ниже уровня моря. Плодородная
почва, относительно большое количество осадков и мягкий климат создают хорошие
условия для развития сельского хозяйства.
2. Общество и религия
Во времена Иисуса Г. была страной с высокоразвитым хозяйством,
экспортером пшеницы и маслин, а также вина. Особое значение имело рыболовство в
Галилейском море и сушение рыбы в городе Магдала (Война, 2.21.4-5
§608-10; 3.9.7 §443-45). Согласно Иосифу Флавию*, Г. была богата и плотно
заселена (там же, 3.3.2 §42-43). Население составляло 200-300 тыс. жителей.
Однако богатства были распределены весьма неравномерно. Наряду с богатым высшим
классом там существовал довольно многочисленный средний класс, что было обычным
явлением в древнем мире. Но большинство населения составлял низший класс
(арендаторы, поденщики). Помимо имевшего религиозную почву непризнания римского
владычества, к революционной деятельности предрасполагало социальное угнетение,
особенно начиная со 2-й пол. 40-х гг. н.э. Стойкость и бесстрашие галилеян вошли
в пословицу (Война, 3.3.2 §41).
В новозаветные времена евреи составляли большинство галилейского
населения. Точка зрения, согласно которой эта страна в ту эпоху была
полуязыческой, - научный миф нашего времени. Иосиф Флавий неоднократно говорит о
благочестии галилеян и об их верности Торе (Малиновски). Это подтверждают
упоминания в НЗ о большом количестве синагог в Г. (Мф 4:23; 9:35; Мк 1:39; Лк
4:14-15). Таковы свидетельства и археологических раскопок (GBL III. 1507-12). В
дополнение к арамейскому языку, родному языку галилеян, широкое распространение
имел греческий: это видно уже из таких имен учеников* Иисуса, как Андрей и
Филипп (см. Языки Палестины). Жители Иерусалима смотрели на Г. как на
отсталую провинцию (см., напр., Деян 2:7), прежде всего из-за ее диалекта (Мф
26:73), в котором отсутствовали гортанные звуки. Фарисеи* привлекали своих
сторонников главным образом из среднего класса больших галилейских городов.
Однако большинство галилеян составляли консервативно настроенные сельские
жители, которые до 70 г. подозрительно относились к инновациям фарисейской
галахи. Появлявшиеся время от времени пренебрежительные замечания раввинов
указывают, что неприязнь была взаимной (И. Т. Шаббат 15d).
3. Иисус и Галилея
До начала своего общественного служения Иисус Христос жил в
Назарете, в Нижней Г. (Мф 2:22-23; 4:12-13; 13:54; Мк 6:1; Лк 4:16). Вначале его
деятельность проходила в Г. (Мф 4:23; Мк 1:14, 39; Лк 4:15-16), особенно вблизи
Хоразина, Вифсаиды и Капернаума, на северозападном берегу Галилейского моря (Мф
11:21-24; Лк 10:13-15). Матфей, по-видимому, не первым увидел в этом исполнение
пророчества Исаии (9:1-2) (Мф 4:12-17). Сам Иисус, сосредоточив свое служение на
этих местах, совершил своего рода знак, смысл которого -прикровенное указание на
Его мессианство (см. Ветхий Завет в Евангелиях). В некоторых еврейских
кругах ожидали, что наступление конца времен начнется с северных пределов земли
обетованной (R. Riesner, ТуnВ, 1987). Даже если Ин достоверно в отношении того,
что Иисус несколько раз совершал паломничество в Иерусалим, схема синоптиков
(сначала Г., затем Иерусалим) оправданна уже в том смысле, что служение Иисуса
ранее проходило в Г. Притчи* Иисуса также свидетельствуют об активном служении в
Г., так как в целом они отражают специфические условия сельской жизни в этой
стране, что убедительно доказал в своей работе о притчах И. Иеремиас
(Jeremias).
Через некоторое время после начала своей проповеди Иисус убедился,
что радикального обращения галилеян не происходит. Поэтому Он возвестил Божий
приговор главным центрам своего галилейского служения (Мф 11:21-24 и пар.).
Логия в Лк 13:1-3 тоже относится к этому приговору: она не может служить
доказательством, будто в новозаветные времена слово «галилеянин» было другим
обозначением «зелота». После так называемого галилейского кризиса и вследствие
возросшей опасности со стороны жалкого царя Ирода Антипы (Мф 14:13; ср. Лк
13:31-33) Иисус вместе со своими самыми верными учениками ушел в местности за
пределами Г. Они включали «пределы Тирские» (Мк 7:24) и Десятиградие (Мк 7:31),
или Гавланитиду (Мк 8:27). Следствием этого ухода было возникновение конфликтов,
отражающее ситуацию, восходящую ко временам Асмонеев, и отношения между
галилеянами и язычниками из соседних областей (Мк 7:24-30; ср. Мк 5:1-20). В
этом евангельском рассказе явно присутствует местный колорит (Тайсен). Мф
28:16-20 и Ин 21 говорят о явлениях воскресшего Иисуса (см. Воскресение)
в Г., а Марк то же самое предполагает (Мк 14:28; 16:7). Так что
иудеохристианские церкви могли сложиться в Г. сразу после первой Пасхи (Деян
9:31; ср. Str-B I.159-60).
См. также Археология и география.
Библиография. A. Alt, Kleine Schnften II (4th ed.;
Munich: С Kaiser, 1978) 361455; W. Bosen, Galilaa (Stuttgart: KBW, 1985);
G. Dalman, The Words of Jesus (Edinburgh: T. & T. Clark, 1902); S.
Freyne, Galilee from Alexander the Great to Hadrian (Wilmington: M.
Glazier, 1980); idem, Galilee, Jesus, and the Gospels: Literary Approaches
and Historical Investigations (Philadelphia: Fortress, 1988); M. Hengel, Die Zeloten (2d ed.; Leiden: E. J. Brill, 1976); G. Kroll, Auf den
Spurenjesu (11th ed.; Leipzig: St. Benno, 1990); W. S. La-Sor, «Galilee»,
ISBE 2.386-91; F. X. Malinowski, «Torah Tendencies in Galilean Judaism according
to Flavius Josephus with Gospel Comparisons», BTB 10 (1980) 30-36; W. H.
Mare, «Galilee», The New International Dictionary of Biblical
Archaeology, ed. E. M. Blaicklock and R. K. Harrison (Grand Rapids:
Zondervan, 1986) 202-3; Ε. Μ. Meyers, The Cultural Setting of Galilee, ANRW II 19/1 (1979) 686-702; B. Pixner, Wege des Messias und Statten der
Urkirche (Giessen: Grunnen, 1991); R. Riesner, «Galilaa», GBL (1987)
1.406-7; idem, «Bethany beyond the Jordan», TynB 38 (1987) 29-63; idem, Jesus ah Lehrer (3d ed.; WUNT II/7; Tubingen: J. С. В. Mohr, 1988)
206-10; G. Theissen, Lokaikolmit und Zeitgeschichte in den Evangelien (NTOA 8; Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1989) 63-84.
К Riesner |