ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА БИБЛЕЙСКАЯ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА БИБЛЕЙСКАЯ
(др. наименование: высшая критика, *л и т е р а т у р н а
я к р и т и к а, к р и т и к а *и с т о ч н и к о в), занимается
исследованием свящ. книг с целью их *атрибуции, датировки и выяснения
их источников. Древняя, ср.-век. и совр. *исагогика *фундаментализма
в вопросах атрибуции и хронологии в основном предпочитает следовать
преданиям, а гипотезы источников рассматривает как противоречащие
догмату боговдохновенности. В ответ на это защитники И.-л.к. приводят
след. возражения: 1) предания об авторах и времени написания книг
далеко не всегда единодушны и достоверны; 2) святоотеч. исагогика
не относила вопрос об атрибуции и датировке к разряду догматических
и поэтому не предлагала единой концепции; 3) учение о боговдохновенности
возможно сочетать с гипотезой источников свящ. книг.
------------------------------------------------------------------------------
Осн. хронологич. вехи историко-лит. изучения Библии
------------------------------------------------------------------------------
3 в. — свт.*Дионисий Великий ставит под сомнение взгляд, согласно
к-рому 4-е Евангелие и Апокалипсис написаны одним автором. Языч.
философ *Порфирий предлагает датировать Кн.Даниила 2 в. до н.э.
*Ориген датирует Кн.Иова домоисеевым временем. Тертуллиан приписывает
Евр ап.Варнаве.
4 в. — блж.*Иероним отождествляет Кн.Закона, найденную Иосией,
со Второзаконием и высказывает предположение, что конец Втор был
написан Ездрой. Блж.*Феодорит и *Феодор Мопсуестский пересматривают
традиционную иудейскую датировку и атрибуцию ряда ветхозав. книг.
Свт.*Иоанн Златоуст предполагает, что Кн.Иова могла быть написана
в 10 в. до н.э. Блж.*Августин констатирует употребление двух *имен
Божьих в различных частях Кн.Бытия.
12 в. — иудаистский экзегет *Ибн-Эзра ставит под сомнение авторство
Моисея (по отношению ко всему Пятикнижию) и принадлежность Кн.Исайи
одному пророку.
16 в. — *Лютер приписывает Евр Аполлосу.
1520 — нем. протестант *Карлштадт пересматривает датировку Пятикнижия,
Цар, Езд и Дан.
1547 — голл. католик *Мазиус пишет об источниках Ис Нав.
1625 — франц. католик *Бонфрер утверждает, что не все разделы Пятикнижия
написаны Моисеем и выдвигает гипотезу, согласно к-рой они появились
позднее как дополнения.
1642 — голл. протестант *Гроций привлекает к изучению НЗ семитич.
источники.
1651 — англ. философ *Гоббс следует в направлении, указанном Бонфрером.
1655 — кальвинист *Пейрер развивает аргументацию Ибн-Эзры (независимо
от его трудов).
1670 — голл. философ *Спиноза относит завершение Пятикнижия к эпохе
Ездры.
1678 — франц. католик *Симон указывает на роль устного *Предания
в формировании свящ. книг и на послемоисеевы элементы в Пятикнижии.
1685 — франц. кальвинист *Леклерк относит формирование Пятикнижия
к эпохе царей.
1711 — нем. пастор *Виттер выдвигает употребление в Быт различных
имен Божьих в качестве критерия для установления источников Пятикнижия.
1753 — франц. католич. ученый *Астрюк независимо от Виттера приходит
к тому же выводу и создает первый вариант *документарной теории
(по его мнению, древними документами пользовался сам Моисей).
1770-е гг. — нем. протестантские библеисты *Землер и *Эрнести вводят
в библеистику методы И.-л.к., основанные на принципах общего источниковедения.
1775 — нем. протестант *Додерлейн выдвигает теорию *Второисайи.
*Нем. протестант *Грисбах вводит понятие *синоптические Евангелия.
1778 — нем. писатель *Лессинг предлагает теорию письменного *Первоевангелия
(на евр. или арам. яз.).
1780 — нем. протестант *Эйхгорн И. развивает далее документарную
теорию.
1792-97 — англ. католич. экзегет *Геддес создает *фрагментарную
теорию происхождения Пятикнижия.
1797 — нем. протестантский историк *Гердер предлагает теорию устного
Предания как основы Четвероевангелия.
1805 — нем. протестантский экзегет *Де Ветте относит возникновение
Второзакония к эпохе царя Иосии (7 в. до н.э.).
1830 — нем.-швейцарский протестантский библеист *Штэлин сформулировал
*дополнений теорию о происхождении Пятикнижия.
1835 — нем. критик *Штраус подвергает сомнению апостольское происхождение
Евангелий. Нем. протестант *Лахман утверждает хронологич. приоритет
Мк.
1838 — нем. теолог *Вейссе создает теорию «Источника речений» (см.
ст. Квелле), к-рым, по его мнению, пользовались евангелисты.
1848 — нем. протестантский библеист *Эвальд разрабатывает теорию
происхождения Евангелия на основе синтеза взглядов Лессинга и Гердера.
1853 — нем. протестант *Гупфельд выделяет два источника внутри
*Элохистической традиции (в совр. рус. обозначении Э и С, лат. Е
и Р). Нем. историк *Баур относит Евангелия ко 2 в.
1863 — нем. протестант *Гольцман Г. формулирует *двух источников
теорию синоптич. Евангелий.
1866 — нем. протестант *Граф создает первый синтез документарной
теории.
1878 — нем. историк *Велльгаузен перерабатывает теорию Графа и
придает ей законченный классич. вид.
1870-90-е гг. — нем. протестанты *Дильман и Р.*Киттель вносят коррективы
в теорию Велльгаузена, подчеркивая роль Моисея в создании Пятикнижия.
1892 — нем. протестант *Дум выдвигает гипотезу *Тритоисайи.
1898 — нем. протестант *Дальман разрабатывает теорию об арам. прототипе
Евангелий.
1900 — нем. протестантский историк *Гарнак датирует Евангелия первонач.
(«палеонтологич.») эпохой истории Церкви.
1903 — франц. католич. библеист *Лагранж формулирует тезисы о ценности
И.-л.к. для церк. изучения Библии.
1911 — рус. правосл. историк *Тураев применяет методы И.-л.к. к
библ. истории.
1906-16 — Гарнак защищает предание о Луке как авторе Лк и Деян.
1924 — англ. библеист *Стриттер разрабатывает теорию *четырех источников
Евангелий.
1936 — I конгресс правосл. богословов в Афинах. Доклады *Велласа,
*Сове и др. в защиту применения И.-л.к.
1938 — итал. библеист *Риччиотти создает первый католич. синтез
свящ. истории в свете И.-л.к.
1943 — выход энциклики «Божественное вдохновение Духа» *Пия XII,
санкционирующей применение И.-л.к.
1944 — актовая речь *Карташева в Св.Сергиевском ин-те в Париже
о необходимости включения И.-л.к. в правосл. библеистику.
1966 — амер. католич. экзегет *Браун предлагает гипотезу 5-и стадий
формирования Ев. от Иоанна.
1965-72 — франц. католич. экзегет *Буамар создает свой вариант
*четырех источников Евангелий теории.
------------------------------------------------------------------------------
Как видно из приведенной таблицы, в развитии И.-л.к. известную
роль играли представители *рационализма и *отрицательной критики.
Однако сама по себе И.-л.к. не есть лишь продукт негативных теорий.
Среди ее создателей и сторонников немало подлинно христ. ученых.
Она помогает уяснить мн. аспекты Писания, к-рые для старой экзегетики
представляли неразрешимую проблему. Поэтому совр. комментаторы почти
всех конфессий допускают И.-л.к. как законный раздел исагогики и
считают, что ее выводы, будучи чисто научными, не затрагивают вопроса
о боговдохновенности. Каноничность свящ. книг определяется не наукой,
а Церковью и не зависит от той или иной атрибуции книг, их датировки
и источников, к-рыми пользовались боговдохновенные писатели.
l Е л ь ч а н и н о в А., История религии, М., 1909; К а р т а
ш е в А.В., Ветхозав. библ. критика, Париж, 1947; К у б л а н о
в М.М., Новый Завет. Поиски и находки, М., 1968; М е й е р Э., Р
е й с с Э., Библия как историч. источник, ОПЕК; С о л о в е й ч
и к М., Основные проблемы библ. науки, СПб., 1913; *Т р о и ц к
и й Н.И., О происхождении первых трех канонич. Евангелий, Кострома,
1878; *A u z o u G., La parole de Dieu, P., 1960; *C o p p e n s
J., L’histoire critique de l’Ancien Testament, Tournai, P., 1938
(англ. пер.: The Old Testament and the Critics, Paterson (N.Y.),
1942); G e n t h e, 1977; *K r a u s; L e v i e J., La Bible, parole
humaine et message de Dieu, P., Louvain, 1958; H a r r i s o n R.
(and oth.), Biblical Criticism, Grand Rapids, 1978; M u r p h y
R.T.A., Background to the Bible, 1978; N a s h H.S., The History
of the Higher Criticism of New Testament, N.Y., L., 1900; *R o w
l e y H (ed.), The Old Testament and Modern Studies, Oxf., 1951;
*S t e i n m a n n J., La critique devant la Bible, P., 1956 (англ.
пер.: Biblical Criticism, N.Y., 1958); см. также работы *Буткевича.
еп.*Михаила (Лузина), *Муретова, *Кюммеля, А.*Швейцера.
|