ХОФМАНН (Hofmann) Иоганн Христиан Конрад
фон
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ХОФМАНН (Hofmann) Иоганн Христиан Конрад фон (1810-77), нем. лютеранский
библеист и богослов. Род. в Нюрнберге. Учился в ун-тах Эрлангена и Берлина. С
1845 и до конца жизни был проф. богословия в Эрлангене. Хотя Х. испытал влияние
*Бенгеля, *Шлейермахера и *Гегеля, он остался ревностным приверженцем лютеранской
ортодоксии. В своей работе "Пророчество и Исполнение в Ветхом и Новом Завете"
("Weissagung und Erfullung im Alten und Neuen Testamente", Bd.1-2, Nordlingen,
1841-44) и др. трудах Х. решительно выступил против притязаний *историко-литературной
критики на исчерпывающее толкование Библии. Первенство, утверждал он, принадлежит
духовному, христианскому, мессианскому пониманию ВЗ. Единый Дух Божий открывал
себя в событиях и словах двух Заветов. Он же руководит христ. толкователем. Гл.
в Писании не цепь событий, а сама священная история Домостроительства спасения
в целом. Весь ВЗ — грандиозный библейский *прообраз единения Бога и человека во
Христе, к-рое является смыслом и целью истории. В "Герменевтике", изданной посмертно
("Biblische Hermeneutik", Lpz., 1880), Х. подчеркивал необходимость уяснения сущности
ветхозав. сказаний и речений в свете НЗ, т.к. к нему устремлено движение дохрист.
библ. *Откровения. Х. признавал ценность научного изучения Библии, но лишь при
условии, что она будет восприниматься как сотериологич. Весть, как Слово Божье.
Школа последователей Х. получила название "эрлангенской".
u Der Schriftbeweis, Bd.1-3, Nordlingen, 1851-57; Die heilige Schrift Neuen
Testaments, Bd.1-8, Nordlingen, 1869-75.
l S c h e l b a c h M., Theologie und Philosophie bei von Hofmann, Gutersloh,
1935; RGG, Bd.3, S.420-22. |