ГЕНРИХ ЭВАЛЬД
Cм. библеисты. - Христос.
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЭВАЛЬД (Ewald) Генрих Георг Август (1803-75), нем. протестантский
библеист, востоковед, обществ. деятель. Род. в Геттингене, где и
окончил ун-т (ученик *Эйхгорна И.). Специализировался по вост.
языкам. Получив степень д-ра философии (1823), стал проф. вост.
языков Геттингенского ун-та (1827-37). С 1838 преподавал в Тюбингене
философию и богословие. В 1848 вернулся в Геттинген. В 1849 основал
«Ежегодник библейской науки» («Jahrbucher der biblischen Wissenschaft»).
Активно участвовал в церковно-политич. борьбе, связанной с процессом
объединения протестантских конфессий. Трижды был вынужден покинуть
кафедру. Вел острую полемику как с католиками, так и с радикальными
протестантами (*тюбингенской школы), а в качестве депутата Рейхстага
выступал против Бисмарка и прусской гегемонии. Умер в Геттингене.
Э. принадлежит ряд филологич. работ, в т. ч. грамматика древнеевр.
языка (1827). Он первый из библеистов Нового времени отверг ошибочное
чтение ветхозав. имени Божьего (см. ст. Имена Божьи). Развивая концепции
*Астрюка и *Штэлина, Э. предложил собств. вариант *документарной
теории происхождения Пятикнижия. По его мнению, *Пятикнижие сформировалось
из 10-ти письменных *источников, наиболее ранними из к-рых были
*Браней Господних Кн. и *Кн. Завета. *Священническую традицию он
отнес к эпохе царя Соломона, а остальные разделы *Закона — к эпохе
*пророков. Наибольшую известность приобрел 7-томный труд Э. «История
израильского нapoдa» («Geschichte des Volkes Israel bis Christus»,
Gott., 1843-59). Это была одна из первых попыток реконструкции библ.
истории, построенная на принципах научной критики. «Его блестящий
талант и искреннее чувство, — отмечал *Никольский Н.М., — помогли
ему создать нек-рые страницы, в особенности посвященные характеристике
пророчества, поистине бессмертные, читающиеся до сих пор с громадным
интересом». Э. рассматривал развитие ветхозав. религии как прелюдию
к Евангелию. Сама еванг. история изложена Э. в 5-м т. Э. следовал
гипотезе о происхождении *синоптиков из *устной традиции, к-рая
была позднее записана в виде отд. речей и рассказов, ставших основой
канонич. Евангелий. В описании жизни Иисуса Христа Э. занимал компромиссную
позицию, лавируя между традиционными церк. взглядами и умеренным
*рационализмом *либерально-протестантской школы. Систематизации
библ. *богословия он посвятил особый труд: «Учение Библии о Боге,
или богословие Ветхого и Нового Завета» («Die Lehre der Bibel von
Gott oder Theologie des Alten und Neuen Bundes», Lpz., 1873-74,
Bd.1-3). В книге последовательно рассмотрены учение о Боге, об отношении
Бога к миру и человеку, библ. *этика и благовестие о Царстве Божием.
Работы Э. оказали большое влияние на всю зап. библеистику 19 в.
u Das Hohelied Salomo’s, Gott., 1826; Die Dichter des Alten
Bundes, Gott., 1835-39; Die drei ersten Evangelien, Gott., 1850;
Die Sendschreiben des
Apostels Paulus, Gott., 1857; Die Alterth mer des Volkes
Israel, Gott., 1848; Die Propheten des Alten Bundes, Gott.,
1867-682, Bd.1-3.
l *Р е н а н Э., Очерки по истории религии, пер. с франц.,
СПб., [1907], с.76 сл.; *Т р о и ц к и й Н., О происхождении
первых трех канонич. Евангелий. Опыт разбора гипотез Г.Эвальда и
Ю.Гольцмана, Кострома, 1878; ЭСБЕ, т.40; *C h e y n e Т.К.,
The Founders of the Old Testament Criticism, N.Y., 1893; *K r a
u s, S.182-90; *S m е n d R., Das Моsesbild von Heinrich Ewald
bis Martin Noth, Tub., 1959; Enc.Kat., КЕ, t.4, s.1374.
|