РОБИНСОН (Robinson) Джон Артур Томас
Робинсон Дж. Быть честным перед Богом / Пер. с англ., биогр. ст., коммент. Н. Балашова. — М.: Высш. шк., 1993.— 159 с.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - Библеистика.
РОБИНСОН (Robinson) Джон Артур Томас (1919-83), англиканский богослов
и исследователь НЗ. Ученик *Додда. Высшее образование получил в
Кембридже, где с 1951 преподавал новозав. экзегетику. Был назначен
епископом Вулиджским (1959). Его книга "Честность перед Богом" ("Ноnest
to God", Phil.-L., 1963, переведена почти на все европ.яз.) вызвала
острую полемику, доходившую до обвинения автора в подрыве основ
христианства. Р. исходил из крайне пессимистич. взгляда на совр.
состояние Церкви и ее будущее. Он считал, что она потеряла общий
язык с миром. Для преодоления этого кризиса он стремился использовать
три системы идей: 1) модель протестантского теолога *Бонхёффера,
предлагавшего создать "безрелигиозное", или, точнее выражаясь, "расцерковленное",
христианство, 2) полупантеистич. богословие *Тиллиха и 3) *демифологизацию
*Бультмана. Шок и соблазн, вызванные кн. Р., были обусловлены его
публицистич. стилем, резкой манерой выражаться и предложением пересмотреть
основные христ. понятия, обращенные к широкой читательской
публике. Попытки сторонников Р., возглавляемых пастором Николасом
Стейси, реализовать его церк.-практич. идеи, успеха не имели; в
1969 Р. ушел с поста епископа и стал деканом Тринити-колледжа в
Кембридже. В 1976 Р. выступил с книгой "Пересмотр датировки
Нового Зaвeтa" ("Redating the Nеw Testament", L.), к-paя также произвела
сенсацию, но на сей раз преимущ. среди библеистов. В ней Р. обратил
внимание на тот часто ускользавший от внимания толкователей факт,
что ни в одной из книг НЗ нет прямых свидетельств о разрушении Храма
(70). Между тем это событие было необычайно важным в полемике между
христианами и иудеями и способствовало выделению Церкви из иудейства.
Отсюда Р. сделал вывод, что НЗ возник до 70 в среде первого поколения
христиан. Кроме того, Р. предположил, что отличие Ин от *синоптиков
объясняется тем, что оно было написано раньше их. Эти концепции
вызвали ряд возражений у экзегетов, в т. ч. и католических (напр.,
*Грело). В следующей кн. "Можем ли мы доверять Новому Завету?" ("Саn
We Trust the New Testament?", L., 1977) Р. после краткого
обзора показал, что НЗ содержит исторически достоверное свидетельство
о Христе и что *историко-литературная критика не подорвала религиозного
отношения к Слову Божьему. Книга свидетельствует, что,
несмотря на свои колебания, автор остался твердо стоять на позициях
христианской веры.
u In the End, God, L., 1950; The Body: A Study in Pauline Тhеоlоgу,
Chi., 1952; Jesus and His Coming, L., 1957; Twelve New Testament
Studies, L., 1962; The Human Face of God, L., 1973.
l *Б у й е Л., "Землетрясение" в области новозаветной критики,
пер. с франц., "Символ", 1981, ? 6; В е й ш Я.Я., Религия
и церковь в Англии, М., 1976; Г а р а д ж а В.И., Протестантизм,
М., 1971; е г о ж е, Кризис совр. протестантизма и поиски
"новой теологии", М., 1973; см. также M a s c a l l E.L.,
The Secularisation of Christianity, N.Y., 1966.
|