РИЧАРДСОН (Richаrdson) Алан
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
РИЧАРДСОН (Richаrdson) Алан (1905-75), англ. богослов и библеист.
Высшее образование получил в Ливерпульском ун-те. Рукоположен в
1929. Преподавал в Оксфорде; был капелланом Ливерпульского собора,
состоял секретарем Студенческого христианского движения в Ливерпульском
ун-те; с 1949 читал лекции в Ньюхевенской ДС (США). В 1953-64
был проф. христ. богословия в Ноттингенском ун-те. С 1964 – декан
Йоркский. Под его ред. вышли "Богословский словарь библейских понятий"
("А Theologicаl Word Book of the Bible", L., 1950) и "Словарь христианского
богословия" ("А Dictionary of Christian Theology", L., 1969), в
к-рых ему самому принадлежит большое число статей. Ряд работ Р.
посвящен соотношению *науки и Библии, а также библ. историографии.
Р. полемизировал с представителями тех течений, к-рые пытались подменить
*историзм Свящ. Писания экзистенциальным, субъективистским
подходом. В одной из своих гл. работ "Введение в новозаветное богословие"
("Аn Introduction to the Theology of the New Testament", L., 1958)
он подчеркивал непрерывность божественного *Откровения, обусловившего
*единство Библии. Основы веры и богословия НЗ не созданы ранними
общинами, как считают критики *"истории форм" школы; Р. представляется
невероятным, чтобы духовный импульс такого масштаба родился в анонимной
среде. Самое естественное возводить евангельское учение непосредственно
к Самому Христу. Еще ВЗ проникнут сознанием того, что вера не добывается
размышлением, а даруется в Откровении Бога. Когда древний Израиль
нарушил Завет, пророки объявили, что он будет продолжать осуществляться
в избранном *"остатке". Этот остаток стал звеном, соединяющим два
Завета. Тайна *Церкви как Нового Израиля вытекает из самого служения
и проповеди Христа. Поэтому неверно считать, что Церковь не входила
в Его замысел, а была вторичным, более поздним образованием. По
существу никогда не было "учения Христова", а было провозглашение
Христа о Себе как явлении Слова Божьего. В Нем Бог не просто обращается
к людям, но и соединяет принявших Его Слово. "Христос, – пишет Р.,
– не столько "Основатель" Церкви, сколько Сам есть церковь,
ибо она не союз единомышленников, а совокупность тех, кто оказался
включенным в Его Личность". Отсюда центральное значение Евхаристии
для Церкви, объединяющей ее членов во Христе.
u The Miracle Stories of the Gospel, L., 1941; Preface tо Bible-Study,
L., 1943; The Bible in the Age of Science, L., 1961; The Rise of
Modern Biblical
Scholarship, in: S.L.Greenslade (ed.), The Cambridge History
of the Bible, Camb. (Eng.), 1963; History Sacred and Profane, L.,
1964.
l *Н а r r i n g t o n W., The Path of Biblical Theology,
Dublin, 1973.
|