ГЕРХАРД ФОН РАД
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
РАД (Rad) Герхард фон (1901-71), нем. протестантcкий библеист.
Род. в Нюрнберге; богословское образование получил в ун-тах Эрлангена
и Тюбингена. В 20-х гг. занимал должность церк. викария. К занятиям
Библией Р. побудила дискуссия с представителями националистич. крыла
*либерального богословия, "немецкими христианами", к-рые полностью
отметали ВЗ, предлагая заменить его германскими сагами. Стремясь
найти ответ на вопрос: имеет ли ВЗ сегодня богосл. ценность, Р.
приступил в Лейпциге к исследованиям Библии под руководством *Альта.
Выводы *критики библ. не оттолкнули его, а привели к убеждению,
что она во многом помогает лучшему пониманию текста. В 1929 Р. защитил
диссертацию "Народ Божий во Второзаконии" ("Das Gottesvolk im Deuteronomium",
Stuttg., 1929). В ней он привел важные аргументы в пользу того,
что Библия отражает "веру в Бога, Который открывается в событиях
истории". Хотя сущность *историзма Свящ. Писания была осмыслена
и раньше (в частн., рус. богословами; см. ст. Бердяев), Р.
разработал эту проблему наиболее полно и стал зачинателем нового
направления в экзегетике. Он указывал (на примере Втор), что для
свящ. писателей история была фактором религиозным, а не "светским",
что для них возникновение и жизнь народов совершались не по воле
случая, а в соответствии с замыслами Творца.
В 1930 Р. стал приват-доцентом в Лейпциге, а затем занимал каф.
ВЗ в ун-тах Иены (1934-45), Геттингена (1945-49) и Гейдельберга
(1949-66). Чтобы подчеркнуть свое несогласие с "немецкими христианами",
к-рых поддерживал Гитлер, Р. присоединился к антинацистской "Исповеднической
церкви". Как ее представитель он объезжал многие города с лекциями
и докладами, хотя это могло навлечь на него преследования. Он разъяснял,
что библейское понятие нации как единства, творимого и руководимого
Богом, несовместимо с нацистским, в к-ром божественным считался
сам дух народа. Одновременно Р. не мог согласиться с *Бартом и *Бультманом,
к-рые, во имя борьбы с фашистским этатизмом хотели изгнать историю
из богословия. В его глазах она была ключом к сущности двух Заветов.
Опираясь на труды *Гункеля и *Мовинкеля, Р. применил к ВЗ методы
*"истории форм" школы, чтобы понять, в каком *"жизненном контексте"
сложились библ. книги. Р. делал ударение не столько на анализе *источников,
сколько на богословском понимании их синтеза. По его мнению, синтез
был обусловлен изначальной *"основой" Пятикнижия. Эта "основа" заключалась
в кратких исповеданиях веры (типа Втор 26:5-10), к-рые повторялись
на ежегодных религ. праздниках. Такие исповедания носили не метафизический,
статичный характер, а были пронизаны духом истории. Она священна,
ибо в ней действует Сам Бог. Различные традиции, связанные с *патриархами,
Исходом, Синаем, покорением земли обетованной, обрели единство в
*четырех источниках Пятикнижия, хотя вначале они были независимыми.
Р. считал, что эту священно-историч. эпопею нельзя рассматривать
отдельно от Ис Нав. Именно *Шестикнижие завершает путь от Обетования
патриархам до его исполнения. Но исполнение еще не было окончательным.
Источник ветхозав. *эсхатологии Р. усматривает в *профетизме, к-рому
он посвятил второй том своего "Богословия Ветхого Завета" ("Тhеоlоgie
des Alten Testaments", Вd.1-2, Munch., 1958). Эта книга, получившая
широкое признание, представляет собой не систематизацию ветхозав.
вероучения, а живую, полную глубоких идей и наблюдений историю традиций
ВЗ. Р. показал, как после эпохи Давида пророкам было открыто, что
первонач. Завет нарушен народом. В этом кризисе родилось новое Обетование,
к-рое постепенно переросло прежние чисто земные чаяния и обрело
широчайшую эсхатологич. перспективу. Описывая богословие ВЗ как
"богословское осмысление истории", Р. вернулся к традиционному для
христ. экзегетики признанию ценности *прообразов библейских. Поскольку
история спасения преломлялась в богослужебной жизни и лишь потом
находила отражение в книгах, она воспринималась как насыщенная глубоким
символизмом. Этот символизм устанавливает связь между обетованиями
и событиями ВЗ и их завершением в НЗ.
u Das Geschichtsbild des chronistischen Werkes, Stuttg., 1930;
Die Priesterschrift in Hexateuch, Stuttg.-B., 1934; Das Formgeschichte
Problem des Hexateuchs, Stuttg., 1938 (англ. пер.: The Problem of
the Hexateuch, Edin., 1966); Deuteronomium-Studien, Gott., 1947
(англ. пер.: Studies in Deutoronomy, Chi., 1953); Das егstе Buch
Mоsе, Вd. 1-3, Gott., 1949-53, (англ. пер.: Genesis: A Commentary,
Phil., 1961); Der heilige Krieg im alten Israel, Z., 1951; Gesammelte
Studien sum Alten Testament, Munch., 1958; Weisheit in Israel, Neukirchen-Vluyn,
1970 (англ. пер.: Wisdom in Israel, L., 1972); Gottes Wirken in
Israel, Gutersloh, 1977 (англ. пер.: God at Work in Israel, Nashville,
1980); проч. труды Р. указаны в кн.: Probleme biblischer Theologie
(zum H.Geburtstag), Munch., 1971.
l *H а r r i n g t o n W., The Path of Biblical Theology,
Dublin, 1973; К о с h K., Gerhard von Rad, TTS, S. 483-7; M о r
i а r t у T.L., G. von Rad's Genesis, in: *MacKenzie J.L.
(ed.), The Bible in Current Catholic Thought, N.Y., 1962; ODCC,
p. 1155.
|