ПАННЕНБЕРГ (Pannenberg) Вольфхарт
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ПАННЕНБЕРГ (Pannenberg) Вольфхарт (р.1928), нем. протестантский богослов. Род.
в Штеттине; высшее образование получил в Гейдельбергском ун-те. С 1968 состоит
проф. догматич. богословия в Мюнхене. Примыкает к тому направлению протестантской
мысли, к-рое принято называть "теологией надежды". Согласно воззрениям этой школы,
христианство не является "потусторонней" доктриной, а призвано активно и творчески
участвовать в жизни мира, переживая вместе с ним его кризисы и указывая пути выхода
из них. Во мн. работах П. трактует библ. темы, гл. обр. связанные с новозав. *христологией.
Он радикально противостоит комментарию Евангелия в духе протестантской неоортодоксии
(*Барт) и экзистенциализма (*Бультман) и опирается в своих работах на исконный
библ. *историзм Свящ. Писания. П. считает, что *керигма не должна заслонять реальных
событий евангельской истории, в к-рых Бог открылся людям. "Христианская вера,
— говорит он, — основана на историч. личности Иисуса — не на Его учении или на
чем-то, что можно отделить от Его личности, а именно на этом Человеке, на Его
индивидуальности". В то же время П. не приемлет старой концепции *либерально-протестантской
школы, по к-рой почитание Христа выросло из "впечатления от Его личности". Решающим
фактором было Его Воскресение. То, что Сам Христос ставит Себя и Свое пророчество
о пасхальной тайне в контекст ветхозав. представлений и чаяний *междузаветного
периода, указывает, по мнению П., на значение конкретной истории как области,
где дается *Откровение. Хотя события истории познаются рациональным путем, смысл
ее постигается через созерцание эсхатологич. цели всего процесса Домостроительства.
Взгляды П. нашли широкий отклик среди зап. богословов и экзегетов. Критики отмечают,
что в его христологии превалирует вера в событие (в Воскресение), а вера как благодатное
"прозрение тайны" оказывается в тени. u Grundzuge der Christologie, Gutersloh,
1964; Offenbarung als Geschichte, Gott., 1961; Theology and the Kingdom of God,
Phil., 1969; Christentum und Mythos, Gutersloh, 1972; Grundfragen systematischer
Theologie, Gott., 1967-80, Bd.1-3.
l С е с б у э Б., Новое в христологии, "Символ", 1983, ? 10; B e r t e n I.,
Histoire, r№v№lation et foi, Bruxelles, P., 1969; G a l l o w a y A.W., Pannenberg,
1973; T u p p e r E.F., The Theology of W.Pannenberg, Phil., 1973.
|