Ганс Концельман
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - Библия.
КОНЦЕЛЬМАН (Conzelmann) Ганс (1915-89), нем. протестантский богослов, исследователь
НЗ, один из основоположников *«истории редакций» школы. Учился в Тюбингене и Марбурге
у *Бультмана. Получил степень доктора богословия в 1952. С 1952 по 1954 приват-доцент
в Гейдельбергском ун-те. С 1954 э.орд. проф. НЗ, с 1956 орд. проф. НЗ в Цюрихе
(1954) и Геттингене (с 1960), член Академии наук.
Сохраняя верность основным принципам своего учителя Бультмана, К., в отличие
от него, придавал большее значение *синоптикам для понимания новозав. *богословия.
В работе «Середина времени» («Die Mitte der Zeit», Tub., 1954) К. не противопоставлял
метод школы «истории редакций» методу *«истории форм» школы, а считал его второй
фазой исследования. Согласно выводам К., ев.Лука не просто зафиксировал традицию,
идущую от Марка и *Квелле (Q), но творчески переосмыслил ее эсхатологизм в духе
учения *истории спасения. В связи с кризисом, к-рый был вызван «промедлением *Парусии»,
ев. Лука создал концепцию трех эпох свящ. истории: 1) ветхозаветная — до Крестителя,
2) явление Христа, 3) время Церкви. Евангельские события, т.о., явились в этой
доктрине «серединой времени». Подобное толкование Лк — Деян встретило критику
ряда экзегетов; в частн., *Кюммель отметил, что «истолкование Иисуса и ранней
Церкви в плане истории спасения появилось уже у Самого Иисуса и в богословии ап.Павла».
Свою *христологию К. суммировал в статье «Иисус Христос», опубликованной в
1959 в RGG (Bd.3, S.619-53). В ней он не заходит в историч. скептицизме так далеко,
как Бультман, и считает, что в Евангелиях есть достаточное количество подлинных
свидетельств о Христе. Однако сама интерпретация явления Христа у К. далека от
евангельской. Это видно из его «Основ новозав. богословия» («Grundriss der Theologie
des NT» Munch., 1967). Прежде всего К. утверждает: «Все поучения Иисуса проникнуты
косвенной христологией. Иисус не говорит с полной определенностью, Кто Он есть».
Не ограничиваясь этим тезисом (см. толкование проблемы у *Гийе), К. приписывает
такие понятия, как *«Сын Человеческий» и «Мессия» ( в отношении ко Христу), только
первохрист. общине. Поэтому в книге не нашли места свидетельства Христа о Себе.
Для К. тайна Христа не зависит от «достоверного элемента» в Евангелиях. Важен
лишь факт, что во Христе Бог соприкоснулся с человеком. Это соприкосновение освободило
религ. сознание верующих от формализма законничества. Ап.Павел, по словам К.,
не изобрел своего богословия свободы, а уже нашел его в первообщине. Он лишь осмыслил
контраст двух состояний: бытия вне веры, под властью греха, и бытия в вере. Если,
считает К., снять с этого учения мифологич. покровы, оно предстанет как благовестие
о новом человеке, к-рый переживает освобождение от неподлинной жизни. Такое освобождение
невыразимо. «О вере, — пишет К., — я не могу говорить как о чем-то, что зависит
от моей воли; я могу лишь ощутить свое пребывание в ней». Она, по сути дела, не
связана с событиями прошлого, даже еванг. событиями, и есть нечто внутреннее,
экзистенциальное: сопричастность подлинному бытию. Об этом же говорит, согласно
К., и ап.Иоанн, противопоставляя «мир» как царство греха «миру» как возлюбленному
творению Божьему. Отсюда понятно, почему экзегет мог сказать, что «исторический
Иисус не является темой новозаветного богословия». В его картине новозав. богословия
«переживание веры» почти полностью растворяет *историзм Свящ. Писания и само богословие
утрачивает свой подлинно христоцентрич. характер. Как отмечает *Харрингтон, «все
это, вместе взятое, есть Хайдеггер, пропущенный через Бультмана, но не апостолы
Петр и Иоанн и тем более не Иисус». Т.о., хотя К. и относят к «постбультмановскому»
направлению, в главном он повторяет своего учителя. У обоих «состояние в вере»
отличается от нехрист. мистицизма (напр., в буддизме, индуизме, суфизме) только
тем, что обретение истинной жизни происходит не в результате усилий человека,
а даруется свыше в ответ на внутреннюю готовность духа.
u Geschichte des Urchristentums, Gott., 1969 (англ. пер.: History of Primitive
Christianity, Nashville, 1973); Jesus Christus in Historie und Theologie, Tub.,
1975; Heiden, Juden, Christen, Tub., 1981 (там же указаны и др. труды К.).
l H a r r i n g t o n W.J., The Path of Biblical Theology, Dublin, 1973; RGG,
Bd.7, S.39; CBQ, 1970, № 32.
|