ГИЙЕ (Guillet) Жак
Его: анализ евангельских
повествований о Воскресении.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ГИЙЕ (Guillet) Жак, иером. (р. 1910), франц. католич. экзегет и
богослов. Род. в Лионе. Семнадцати лет вступил в Общество Иисусово.
Был профессором экзегетики НЗ в Лионе и Париже. Входил в состав
редколлегии Словаря библ. богословия (СББ).
Очерки Г. по библ. богословию собраны им в один том под заголовком «Библейские
темы» («Thеmes bibliques», P., 1951). Они посвящены Исходу и странствию в пустыне,
учению о благодати, справедливости и истине, Небесном Хлебе и др. проблемам ВЗ
и НЗ. Идеи Г., впервые высказанные им в кн. «Иисус Христос вчера и сегодня» («Jеsus
Christ hier et aujourd’hui», P., 1963), нашли полное выражение в исследовании
«Иисус перед лицом Своей жизни и смерти» («Jеsus devant sa vie et sa mort», P.,
1971). Эта работа касается сложнейшей и ответственной темы: что открыл Христос
о Себе ученикам и как в связи с этим развивалась *христология ранней Церкви? Автор
признает, что живое свидетельство Христа дошло до нас будучи преломленным через
сознание евангелистов, но в то же время он убежден, что они не исказили Его свидетельства
— их слова позволяют приблизиться к подлинной тайне Богочеловека. Г. отдает должное
попыткам *Бультмана найти новые формы для выражения вечных христ. истин, но в
отличие от нем. критика не считает христологию НЗ мифологией. Она теснейшим образом
связана с тем, что слышали апостолы от Иисуса, что пережили в общении с Ним и
в пасхальном опыте. Парадокс учения Христа о Себе заключается, по словам Г., в
том, что Он не столько декларирует Свою тайну, сколько побуждает учеников самих
найти для нее нужные слова. «Люди должны в самих себе отыскать пути для определения
того, Кто такой Иисус, не повторяя этого за Ним, — такова установка синоптиков.
В свою очередь, сказанное людьми есть подлинный отголосок того, что Иисус знает
о Себе Самом, и в этом заключается схема Иоанна... Эти два направления должны
совпадать, и через них должны проступать черты истинной сущности живого Иисуса».
Г. считает, что даже если наименование «Сын Божий» было принято лишь в послепасхальный
период (как думал Бультман), оно есть адекватное выражение опыта Церкви, познающей
Христа.
u Mythe ou V№rit№ de l’Ecriture Sainte, Toulouse, 1968; A God Who
Speaks, Dublin, 1979; в рус. пер.: Статьи в СББ: Агнец Божий, Благодарение,
Благодать, Бог, Дух Божий, Избрание, Иисус; Сын и Отец, «Символ»,
1982, № 7.
l П о т е н Ж., Новые подходы к проблеме Иисуса из Назарета,
пер. с франц., «Логос», 1973, № 11,12; Р е ф у л е Ф., Иисус
— Тот, Кто приходит из иного мира, пер. с франц., «Логос», 1973,
№ 11, 12; см. также: WBSA, р.252.
|