ЖЕЛИН (Gelin) Альбер
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ЖЕЛИН (Gelin) Альбер, свящ. (1902-60), франц. католич. экзегет. Принял сан
в 1926 и через два года получил степень д-ра богословия. В 1931-39 гг. преподавал
Свящ. Писание в духовной семинарии Лиона и на богословском ф-те Лионского ун-та,
а также в *Папском библейском ин-те. После войны стал активным участником библ.
движения, возродившего интерес католиков к Свящ. Писанию. Ж. вел внеучебные курсы
по ВЗ для священников и студентов, пользовался большим влиянием среди своих слушателей.
Принимая идеи *новой исагогики, он избегал крайностей *гиперкритицизма. «Этот
человек, — пишет о Ж. один из его почитателей, — излучавший духовный динамизм
всей своей жизнью, мыслью и работами, обладал вполне естественной притягательной
силой своей священнической личности».
Ж. участвовал в подготовке *Иерусалимской Библии (1 Езд — Неем, Иер, Агг, Зах,
Мал) и комментированной Библии, выходившей под ред. Л. Пиро и А. Кламера («La
Sainte Bible», v.1-12, P.. 1935-61 — Ис Нав, Откр) (см. ст. Толковые Библии).
Для исагогич. курса, вышедшего под ред. *Робера и *Фейе, Ж. написал обширный раздел
о *Великих и *Малых Пророках. Ж. принадлежит исследование о прор. Иеремии, написанное
в расчете на широкий круг читателей («Introduction … la Bible», P., 1957, v.1).
По словам Ж., «значение Иеремии заключается в том, что он был свидетелем скорбного
периода свящ. истории. Этот человек глубоко пережил драму своего народа в 7 и
6 вв., он возвестил падение царства, но отнюдь не считал эту катастрофу его концом;
он провозгласил, что судьба Израиля отныне находится в плоскости духовного измерения,
которому предстояло составить его истинное величие».
Другая известная работа Ж. — «Бедняки Яхве» («Les Рauvres de Yahv№», P., 19563).
В ней прослеживается история «церкви бедных», древних «нестяжателей» Израиля (см.
ст. Анавим) от времен пророков до евангел. эпохи. По мнению Ж., идеи «бедняков
Господних» отразились и в «Песни Богородицы» (Лк 2), и в проповеди Иисуса Христа.
Сжатое, но предельно насыщенное изложение богословия ВЗ дано Ж. в книге «Основные
идеи ВЗ» («Les id№es ma€tresses de l’Ancien Testament», P., 19596). В ней рассматриваются
проблемы Божеств. Откровения, отношения между Творцом и ветхозав. Церковью (Обетование,
Завет, Царство, спасение-искупление, мессианство и, наконец, проблема личного
спасения в ВЗ). В книге подчеркивается глубокая связь двух Заветов, к-рая выразилась
в единстве тем призвания, веры, испытания, остатка, Церкви и Земли Обетованной
(переосмысленной как Царство Божье).
u Probl–mes de l’Ancien Testament, Lyon, 1952; L’Ame d’Israёl dans le Livre,
P., 1958; Hommes et femmes de la Bible, P., 1962.
l A la rencontre de Dieu: M№morial Albert Gelin, P., 1961. |